Банк России предложил новые механизмы защиты прав миноритариев при утверждении условий реструктуризации бондов


Банк России предложил для обсуждения разные варианты защиты прав миноритариев при утверждении условий реструктуризации облигационных выпусков в опубликованном на официальном сайте консультационном докладе «О концептуальных подходах к регулированию вопросов обеспечения прав владельцев облигаций».

В Банке России уверены, что в текущих условиях особенно остро стоит вопрос дальнейшего развития института собрания владельцев облигаций.

Одним из последствий коронавирусной инфекции может стать рост дефолтов и реструктуризаций облигаций эмитентов третьего эшелона.

«Принимая во внимание текущую экономическую ситуацию, ограничения, введенные в связи с распространением коронавирусной инфекции, особенно заметно могут сказаться на рынке облигаций — в частности, облигаций, выпущенных организациями малого и среднего бизнеса. В связи с этим существует необходимость оценки возможного нарушения баланса интересов эмитентов и инвесторов в отдельных случаях», — говорится в докладе.

В докладе поясняется, что регулятору известны неоднократные случаи нарушения эмитентами прав миноритариев. Например, эмитент проводит реструктуризацию в целях отсрочки обязательств на длительный срок и часто без намерения исполнить обязательства в действительности, с последующим принятием решения о ликвидации, банкротстве или прекращения обязательств по облигациям путем выплаты отступного. Все это влечет для инвестора потерю части вложенных средств.

При этом решения о реструктуризации принимаются общим собранием владельцев облигаций не единогласно, а большинством в три четверти голосов. В докладе, в частности, предлагается увеличить необходимую долю голосов до 90%.

Кроме того, сейчас, если у эмитента несколько выпусков облигаций в обращении, вопросы реструктуризации решаются по каждому выпуску отдельно. Каждой группе кредиторов предлагаются свои условия реструктуризации.

ЦБ предлагает рассмотреть швейцарскую модель, по которой одинаковые условия реструктуризации, предложенные эмитентом в нескольких выпусках облигаций, могут быть утверждены только в случае, если их согласуют владельцы облигаций каждого выпуска.

Еще одна проблема, по словам авторов доклада, связана с тем, что процесс переговоров с разными кредиторами не является прозрачным, поэтому у владельца облигаций, как правило, нет возможности отследить параметры реструктуризации по другим обязательствам эмитента.

В результате эмитенты проводят реструктуризацию по облигациям таким образом, что доходность для держателей бондов оказывается значительно ниже, чем для иных кредиторов.

Регулятор подчеркивает, что более выгодных условий реструктуризации добиваются, как правило, кредиторы-банки, которые могут предоставить эмитенту долгосрочное финансирование и имеют с ним долгосрочные деловые отношения.

Чтобы уравнять в правах всех кредиторов, ЦБ предлагает закрепить законодательно правила, по которым условия реструктуризации по облигациям должны быть не хуже условий, предложенных эмитентом иным кредиторам. В результате любой владелец облигаций будет вправе обратиться в суд с иском о возмещении упущенной выгоды, ссылаясь на более выгодные условия реструктуризации по другим выпускам облигаций или другим долговым обязательствам того же эмитента.

Для оценки сопоставимости условий реструктуризации по разным обязательствам эмитента должен применяться единый показатель, позволяющий инвестору отличить более выгодную реструктуризацию от менее выгодной.

Эксперты ЦБ отмечают, что в настоящее время законодательство РФ не запрещает проводить повторную реструктуризацию обязательств. Авторы доклада приводят пример, «когда одна из авиакомпаний обменяла на первом этапе облигации одной дочерней компании на облигации другой, а затем реструктурировала обязательства по новым облигациям».

Очевидно, что в данном случае речь идет об облигациях «Ютэйр» (UTAR), которые были заменены выпуском облигаций «Финанс авиа», а в последствии заменены денежными обязательствами далеким сроком погашения (в 2054 году). Известно, что отдельные инвесторы-физлица обратились в суд, так как были недовольны решением большинства на собрании облигационеров.

«Если эмитент таким образом пытается, например, отложить дату выплаты по новому обязательству на необоснованно длительный срок, такие действия не могут считаться добросовестными», — комментируют возможные издержки, связанные с повторной реструктуризацией, эксперты ЦБ.

В докладе предлагается рассмотреть вопрос о введении ограничений на проведение повторной реструктуризации. В частности, может быть обозначен предельный срок, на который возможно отложить очередную выплату купона (например, 6 месяцев или 1 год), а также предельный срок исполнения нового обязательства, заключенного в рамках новации (например, 3 года).

Также есть предложение ввести процедуру независимой оценки условий реструктуризации за счет эмитента и расширить объем информации, предоставляемой инвесторам при подготовке к собранию облигационеров. К такой информации предлагается отнести отчет об использовании денежных средств, полученных от эмиссии, план реструктуризации с подробным объяснением факторов, ставших причинами реструктуризации, а также пояснения касательно предлагаемых эмитентом размера выплат и сроков таких выплат, заключение квалифицированного независимого лица об экономической целесообразности реструктуризации.

Кроме того, предлагается рассмотреть возможность появления так называемого компромиссного соглашения между эмитентом и инвесторами как альтернативы реструктуризации.

Как сообщалось, ЦБ РФ в начале этого года начал дискуссию о реформировании института собрания облигационеров.

Директор департамента корпоративных отношений ЦБ Елена Курицына на Российском облигационном конгрессе Cbonds в декабре прошлого года отметила: «Дефолт чаще всего переходит в реструктуризацию, реструктуризация тоже не всегда заканчивается хорошо, а чаще всего заканчивается кабальными условиями для инвесторов, и становится понятно, что инвестор, который был в здравом уме и твердой памяти, он вряд ли за такие условия голосовал на общем собрании владельцев облигаций».

Она подчеркнула, что институт собрания владельцев облигаций в нынешнем формате фактически защищает интересы эмитентов, а не интересы держателей бондов.

Курицына добавила, что ЦБ не может оставить эту проблему без внимания, поэтому придется пересмотреть подход к данному институту, чтобы он начал выполнять защитную функцию для инвесторов.

Еще раньше в 2019 году первый зампред ЦБ Сергей Швецов сообщил, что Банк России может вообще отказаться от института собрания владельцев облигаций, если не найдет компромисса с рынком. «Будем думать, (что нужно изменить — ИФ), потому что тут есть проблемы. И нам нужно найти решение этой проблемы. Я надеюсь, что в следующем году выработаем с рынком какие-то предложения, которые этот институт скорректируют, либо придется его закрывать», — заявил Швецов.

ЦРКИ-Интерфакс 24.07.2020

Вам может также понравиться...