В правительстве рассчитывают, что проекты, опирающиеся на соглашения о защите и поощрении капвложений, стартуют до конца года
Финальные обсуждения законопроекта «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ» прошли в пятницу на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева — теперь документ должен быть доработан и к середине апреля внесен в Белый дом, а затем — в Госдуму. В правительстве рассчитывают, что проекты, опирающиеся на соглашения о защите и поощрении капвложений (СЗПК), стартуют до конца года — предварительные заявки в общей сложности оцениваются в 76 трлн руб.
Совещание по законопроекту «О защите и поощрении капиталовложений» в пятницу, как отметил премьер-министр Дмитрий Медведев, стало «завершающей точкой дискуссии» по этому вопросу — как признал глава правительства, «строго говоря», все сроки для подготовки документа уже вышли. Как пояснили “Ъ” в пресс-службе Белого дома, к середине апреля документ должен быть доработан «с учетом обсуждения» и внесен в правительство для дальнейшего направления документа в Госдуму. По данным источника “Ъ” в финансово-экономическом блоке Белого дома, документ «проработан с основными фракциями в Госдуме и с Советом федерации, и в правительстве рассчитывают на его рассмотрение обеими палатами еще в весеннюю сессию».
По сути, этот законопроект должен стать новым инвестиционным кодексом, заменив три закона об инвестициях 1990-х годов, а также регулировать СЗПК как инструмент стабилизации условий работы конкретных проектов. Изначально механизм СЗПК воспринимался промышленным блоком правительства, работавшим над обновлением специнвестконтрактов (СПИК 2.0 — подробнее см. материал «Специнвестконтракт в окончательной сборке»), как конкурирующий, но теперь они позиционируются как дополняющие друг друга.
Законопроект предполагает два режима — универсальный и индивидуальный (версию документа от 25 февраля, которую планировалось обсуждать на совещании у премьера, “Ъ” подробно описывал 27 февраля). В рамках первого инвесторам предлагается зафиксировать неизменность стандартного набора условий для проектов — предполагается, что такие соглашения можно будет заключать в заявительном порядке. «Нужно еще продумать, как это обязательство будет гарантировано, потому что мы с вами понимаем: государство имеет право на все — в пределах, установленных Конституцией и законами»,— подчеркнул премьер-министр в пятницу. По его словам, в ряде случаев соглашение должно сопровождаться обязательством по компенсации затрат инвестора на строительство необходимой инфраструктуры за счет уплачиваемых им налогов. Индивидуальный режим предполагает возможность инвестора договориться с государством о стабильности условий регулирования, которые критичны для конкретного проекта, например о тарифной политике госмонополий: в этом случае в соглашение может быть вписан порядок компенсации пересмотра государством правил игры.
Все эти новации должны создать новый инвестиционный режим, необходимый для привлечения инвесторов к реализации нацпроектов (напомним, для этого, по оценкам Минфина, до 2024 год требуется до 26 трлн руб. частных инвестиций). Все проекты, претендующие на поддержку в рамках СЗПК, должны реализовываться в реальном секторе экономики (в числе исключений Минфин указал нефтегазовую, табачную и алкогольную отрасли, финансовую деятельность и игорный бизнес). Доля собственных средств для социальных проектов должна составлять 250 млн руб. при общем бюджете от 1 млрд руб., а для промышленных — не менее 1 млрд руб. при стоимости проекта от 5 млрд руб. Среди иных требований — проект должен быть новым и реализовываться на территории РФ. В рабочую группу, отбирающую предварительные заявки, поступило около тысячи инициатив на 76 трлн руб. «Нужно, конечно, смотреть на реалистичность этих инициатив»,— подчеркнул премьер. По его словам, в правительстве рассчитывают, что к концу года начнется реализация «нескольких десятков» проектов в рамках СЗПК.
Газета «Коммерсант» №51 25.03.2019