Министерство юстиции и Минэкономразвития разработают концепцию нового Кодекса об административных правонарушениях

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Министерству юстиции и Минэкономразвития разработать до 1 июня этого года концепцию нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Депутаты Госдумы прошлого созыва уже предпринимали попытку разработать не только концепцию, но и новую версию КоАП, но она так и не была принята. В нынешнем созыве Госдумы полагают, что «наработки» предшественников могут быть использованы и теперь. Серьезного пересмотра, в частности, требуют результаты декриминализации статей Уголовного кодекса (УК), которые были перенесены в КоАП, но не приспособлены к его особенностям, говорит эксперт.

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил разработать концепцию нового КоАП до 1 июня этого года. Разработкой займутся два ведомства — Минюст и Минэкономразвития. Координировать работу по подготовке концепции премьер поручил своему заместителю — руководителю аппарата правительства Константину Чуйченко. Господин Медведев на заседании правительства в пятницу отметил, что действующий кодекс сложно применять на практике. «Это документ, который тяжело применять, и на него невозможно уже смотреть без слез»,— сказал он, имея в виду, что в КоАП постоянно вносятся правки и дополнения.

Напомним, сейчас применяется версия КоАП, которая была принята в конце 2001 года. С тех пор Госдума приняла более 600 законов о внесении поправок в КоАП, 12 раз изменения вносились постановлениями Конституционного суда (КС). Всего КС вынес с 2002 года 812 определений и 24 постановления по жалобам на КоАП.
Этот кодекс, устанавливающий все возможные штрафы, и сейчас остается самым популярным документом у депутатов: ни одно пленарное заседание Госдумы не обходится без законопроектов, связанных с КоАП. С такой же интенсивностью законодатели и правительство правят только Уголовный кодекс (УК).
Глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников согласен, что «подготовка нового КоАП нужна», но напоминает, что этот кодекс «действует в системе законодательства». «Действующий КоАП — это, действительно, безобразие, которое может сравниться только с Уголовным кодексом»,— считает господин Крашенинников. Однако, по его мнению, «нужна комплексная ревизия» обоих кодексов, которые «необходимо согласовать между собой». А «за месяц и за год это очень сложно сделать», считает он. «Я сейчас вижу желание подготовить концепцию, а вопрос нужно ставить так: что мы хотим от нового КоАП? — говорит господин Крашенинников.— Может быть, все-таки задача в том, чтобы посмотреть тот уровень ответственности, который есть, соответствует ли он тем деяниям, которые происходят».
Основная проблема КоАП, по мнению вице-президента федерального Союза адвокатов Сергея Попова, заключается в том, что при его изменении в 2001 году, по сути, была оставлена старая структура кодекса, который состоит из норм материального и процессуального права. Эксперт считает, что процессуальная часть должна быть полностью реформирована: правила судебного привлечения к ответственности должны быть приближены к действующим процессуальным кодексам РФ, а внесудебные процедуры выделены в отдельную главу. Серьезного пересмотра требуют и результаты декриминализации статей УК, которые были перенесены в КоАП, но не приспособлены к его особенностям, говорит господин Попов.

Госдума прошлого созыва уже предпринимала попытку ревизии КоАП, проведя в 2016 году постатейное обсуждение проекта нового кодекса с участием юристов, представителей МВД, бизнес-сообщества, правозащитников. Новая версия КоАП была подготовлена тогдашним главой думского комитета по конституционному законодательству Владимиром Плигиным и его заместителем Дмитрием Вяткиным. Концепцию нового КоАП одобрили Верховный суд, правительство, МВД, в «Деловой России» проект называли «избыточно репрессивным». Однако провести официальное согласование со всеми властными структурами до конца созыва депутаты не успели, а избраться в следующий созыв Госдумы не смогли многие из авторов проекта новой версии КоАП. Но смогли подготовить коллективную монографию «Реформа административной ответственности», которая «опубликована в декабре прошлого года», сообщил “Ъ” Дмитрий Вяткин, который в новом созыве занимает пост первого зампреда комитета по развитию гражданского общества. Он подчеркивает, что по итогам постатейного обсуждения КоАП в прошлом созыве «общая часть кодекса была проработана достаточно подробно» и без «использования тех предложений будет крайне сложно за два месяца выполнить поручение премьера».

Газета «Коммерсант» №51 25.03.2019

См. также:

Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил подготовить концепцию нового Кодекса об административных правонарушениях. Об этом сообщается на официальном сайте правительства страны. Поручение содержится в протоколе заседания правительства 21 марта 2019 года.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил подготовить концепцию нового Кодекса об административных правонарушениях. Об этом сообщается на официальном сайте правительства страны. Поручение содержится в протоколе заседания правительства 21 марта 2019 года.

Разрабатывать концепцию поручено Министерству юстиции России совместно с Минэкономразвития. Безусловно, к работе подключатся все заинтересованные ведомства, экспертные организации и структуры гражданского общества. Документ поручено представить в правительство до 1 июня нынешнего года.

«Кодекс об административных нарушениях давно нуждается даже в замене. Потому что так много поправок, как вносится в административный кодекс, не вносится ни в один закон. Это говорит о его несовершенстве», — заявил недавно агентству РИА Новости первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.

Собственно, эксперты давно говорят о необходимости обновления КоАП. В Госдуме прошлого созыва даже уже обсуждался проект нового КоАП, однако масштабный документ, насчитывавший более полутора тысяч страниц, так и не был принят.

«Действующий КоАП был принят в 2002 году, но с тех пор в нашей жизни произошли значительные изменения, — заметил в беседе с «РГ» адвокат Вячеслав Голенев. — За эти годы возникли новые правовые институты, изменился облик целых отраслей российского права. Например, появились институты государственных закупок, контрактная система, законодательно и организационно оформились институты в сфере государственного контроля. Нередко внедрение новых институтов сопровождалось и введением административной ответственности за нарушение новых правил. Но пришла пора в целом модернизировать институт административной ответственности, привести его в соответствии с современными реалиями. Это должна быть системная работа: сначала необходимо подготовить концепцию, которая задаст общее направление развития, а затем уже готовить сам законопроект».

По его словам, одна из главных проблем КоАП — отсутствие четко закрепленной процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях. Какие права есть у сторон процесса, как принимать и оценивать доказательства, что считать недопустимым доказательством — все эти вопросы должны быть четко прописаны.

Кстати, по данным Верховного суда России, за год суды рассмотрели более семи миллионов дел об административных правонарушениях. Из них около 900 тысяч — дела в отношении нарушителей правил дорожного движения. При этом надо учитывать, что в рамках КоАП не всегда наказание выносит суд, в некоторых случаях привлечь гражданина к ответственности вправе чиновники своей властью. Например, за определенные нарушения правил дорожного движения штрафы накладывают сотрудники ГАИ. Так что в реальности число граждан, привлеченных к административной ответственности, намного выше, чем попало в судебную статистику.

Одной из основных задач разработки нового КоАП, по мнению экспертов, является «обеспечение единства, последовательности и внутренней непротиворечивости регулирования всего комплекса общественных отношений, составляющих правовой институт административной ответственности»

Российская газета 25.03.2019

Читайте также: