Российский инвестиционный форум 2019. Субъективный взгляд корпоративного юриста на актуальную повестку национальной экономики и инвестиционного развития страны

13 февраля в главном медиацентре начались первые мероприятия в рамках Российского инвестиционного форума, хотя официально форум стартует 14 февраля. Он откроется деловыми завтраками «Эволюция подходов к финансированию значимых инвестиционных проектов: поиск баланса» и «Город как точка реализации национальных проектов», питч-сессией «Национальные чемпионы», круглыми столами. На них выступят руководители федеральных министерств и ведомств, регионов, крупных компаний.

Основная тема форума в этом году — национальные проекты и их практическая реализация.

Ниже приведены мероприятия Российского инвестиционного форума (без их анализа), которые на мой взгляд, могут быть интересны корпоративному юристу, который всегда должен держать «руку на пульсе» развития национальной экономики и инвестиционного климата своей страны.

Мероприятия можно будет посмотреть в трансляции на сайте форума.

14 февраля 2019 г.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Минфин России провел исследование уровня финансовой грамотности населения в регионах России и на базе этих данных составил рейтинг субъектов Российской Федерации. Начиная с 2019 года этот рейтинг, оценивающий знания, навыки и установки населения в области финансовой грамотности, станет ежегодным. Результаты исследования будут объявлены на Форуме в Сочи. В ходе сессии российские и зарубежные специалисты в области обучения финансовой грамотности ответят на вопросы о наиболее эффективных способах популяризации финансовой грамотности, основных аспектах и проблемах, связанных с защитой прав потребителей финансовых услуг.

Церемония награждения победителей первого в России рейтинга по финансовой грамотности регионов при участии Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации А. Силуанова

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЛИГАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Региональные облигации (субфедеральные и муниципальные ценные бумаги) — это один из эффективных механизмов формирования бюджетов, финансирования инфраструктурных и концессионных проектов, позволяющий обеспечить динамичное развитие, повышение качества жизни людей. Использование данного финансового инструмента позволяет не только получать необходимые региону денежные средства инвесторов, но и привлекать сбережения населения именно этого региона к непосредственному участию в его развитии, обеспечивая еще большую сопричастность гражданина с теми проектами, которые реализуются в целях улучшения качества его жизни и жизни его детей. Мощным стимулом для развития этого финансового инструмента являются задачи, поставленные руководством страны по стимулированию инвестиций в инфраструктуру, образование, здравоохранение и экологию, в новые технологии и науку, а также показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Какие мероприятия необходимо осуществить для повышения привлекательности этого финансового инструмента? Как снизить стоимость заимствований для бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований? Каким образом изменить законодательные требования для того, чтобы этот инструмент заработал эффективнее? Как упростить процедуру выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций? Какие регионы успешно используют этот инструмент и почему считают его перспективным?

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ: НОВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Конкурентоспособная национальная правовая система – это новые возможности для национального бизнеса и зарубежных инвесторов. На сегодняшний день российская юрисдикция держит вектор развития в сторону стабильности ведения и защиты прав бизнеса. Актуальным остается вопрос транспарентности правосудия в Российской Федерации, однако уже сейчас данный вопрос не стоит настолько остро, насколько он стоял еще пару лет назад. Это означает, что национальная юрисдикция движется в верном направлении, хотя и встречает на своем пути различные проблемы реализации. Модернизация и реформа судопроизводства в Российской Федерации открывают новые возможности в унификации процессуальных сроков и в достижении независимости и эффективности отправления правосудия, что может положительно повлиять на защиту прав инвесторов. Какие правовые меры стоит предпринять для стимулирования роста инвестиций в регионы России? Насколько зависит конкурентоспособность национальной юрисдикции от санкционного давления и какие меры необходимы для правовой защиты бизнеса?

15 февраля 2019 г.

«ЗЕЛЕНОЕ» ФИНАНСИРОВАНИЕ: РАЗВИВАЯ РЫНОК ОТВЕТСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

«Зеленое» финансирование – это использование финансовых услуг и инструментов, направленных на поддержку экономической деятельности, способствующей улучшению состояния окружающей среды, смягчению последствий климатических изменений и более эффективному использованию природных ресурсов. Основная цель формирования «зеленой» финансовой системы – создание институциональной среды, в которой происходит объединение государственного и частного финансирования, направленного в «зеленые» отрасли, а также эффективный контроль над инвестициями в проекты с высоким уровнем риска негативного воздействия на окружающую среду. Формирование и развитие системы «зеленого» финансирования рассматривается сегодня как составная часть национальной стратегии развития, в частности при реализации национальных проектов, при внедрении предприятиями промышленности наилучших доступных технологий. Одновременно, цели устойчивого развития, ответственное финансирование активно включены в международную повестку, включая G20. Как расширить доступность финансовых средств для инвестирования в «зеленые» проекты? Как повысить их инвестиционную привлекательность? Каким образом можно усовершенствовать функцию рынка капитала по распределению ресурсов и обслуживанию реального сектора экономики?

Очень актуальная тема: вопросы ответственного финансирования (ESG-finance), в т. ч. «зеленого» финансирования, являются темой одной из секций на проходящей сегодня Международной конференции по корпоративному управлению ISGN Amsterdam 2019. см. также: Национальная финансовая ассоциация создает Российский совет по инструментам устойчивого финансирования.

РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

Сокращение инвестиций стало проблемой экономики России последних четырех лет. И несмотря на ряд обнадеживающих тенденций, в целом приходится констатировать, что ситуация на рынке финансовых ресурсов продолжает оставаться крайне сложной. Для увеличения темпов роста российской экономики и обновления основных фондов необходимо располагать значительными суммами средств для инвестирования в реальный сектор. Источником привлечения необходимых ресурсов должен стать финансовый рынок. В сложившейся российской практике основным механизмом привлечения финансовых средств для целей развития реального сектора экономики является классическое банковское кредитование. Механизм инвестиционного кредитования в России развит в меньшей степени и по оценкам экспертов составляет менее 8%. В числе сдерживающих факторов — ужесточение требований банков к потенциальным заемщикам, дефицит долгосрочных пассивов, неопределенность в отношении реального срока окупаемости проекта, существующие нормативные требования регулятора. Каковы перспективы развития инвестиционного кредитования в России? Какие корректировки нормативно-правовой базы регулирования финансового рынка необходимы? Каковы перспективы развития основных секторов финансового рынка?

ИНСТРУМЕНТЫ «УМНОГО» РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Нормативное регулирование – это одна из основ экономического развития любого государства. Качественное нормотворчество способно стать катализатором экономического роста, а слабое развитие регуляторной среды, напротив, может стать для него непреодолимым барьером. Текущая задача состоит в том, чтобы создать современную систему государственного регулирования. Регуляторная политика из способа реагирования на уже произошедшие в обществе изменения должна превратиться в механизм, встроенный в эти изменения и совершенствующийся вместе с развитием общества. Задача – создать эффективную систему управления изменениями, которая должна позволить гибко и своевременно реагировать на современные вызовы в системе «умного регулирования». Важным направлением совершенствования системы нормотворчества является использование потенциала применения информационных технологий и специальных платформенных решений, внедрение в систему государственного управления принципа «государство как платформа». Как адаптировать действующую регуляторную политику под принципы «умного регулирования»? Каковы пределы и возможности цифровизации процесса нормотворчества? Каковы основные подходы к нормативному регулированию цифровой экономики? Существуют ли возможности для автоматизации процессов нормотворчества и перевода норм права в машиночитаемый вид? Есть ли успешные примеры в мировом опыте? Что сейчас делается в России в этом направлении?

Читайте также: