Регулятор не хочет видеть среди участников IPO негосударственные пенсионные фонды
В прошлом году объем российских IPO составил 0,03% от ВВП, с грустью рассказывал на Международном финансовом конгрессе председатель правления Московской биржи Юрий Денисов. «В этом году было всего два IPO. Хорошо, что больше нуля»,— будто вторила руководителю торговой площадки месяц назад председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Около десяти сделок еще «в работе», судя по всему, считая и SPO, и листинг на бирже в дополнение к иностранным торговым площадкам, отмечал господин Денисов. А руководитель Банка России подчеркнула, что хорошо бы, чтобы такой спрос на размещения не оказался «всплеском».
Можно порадоваться оптимизму регулятора, который выбирает для таких скромных планов громкое слово «всплеск». Но одновременно хочется спросить, почему этот «всплеск» регулятор не хочет поддержать. Достаточно очевидно, что крупных российских внутренних инвесторов, которые были бы заточены на участие в IPO, нет. Участники рынка называют разные цифры, но все они сходятся в том, что выкупают российские IPO более 50% нерезидентов, а некоторые даже утверждают, что до 90%.
Вышедших на рынок частных инвесторов госпожа Набиуллина призывает отказаться от участия в IPO, потому что в ценных бумагах при первичном размещении «достаточно высокий риск» и «непонятная рыночная цена». С этим аргументом, конечно, сложно согласиться, потому что, покупая любую акцию на вторичном рынке, инвестор также берет «достаточно высокий риск». И о реальной рыночной цене на какую-нибудь неликвидную бумагу, например ОВК, которая 20 торговых дней стоит не шелохнувшись, тоже сложно говорить.
Но примем этот аргумент регулятора и согласимся с госпожой Набиуллиной: «Обычно все-таки на IPO инвесторами должны быть институциональные инвесторы». В России крупнейшим институциональным инвестором являются НПФ. Но и их регулятор не хочет видеть среди покупателей. По его мнению, несмотря на выстраиваемый годами риск-менеджмент и компетенции, они ничем не отличаются от частников. В размещении пенсионных средств на IPO, оказывается, «есть риски, потому что мы видим, когда после размещения взлетают бумаги, но есть и случаи… когда они падают». Ну то есть топ-менеджмент НПФ и их управляющих компаний может этого, видимо, не понимать.
Отсюда и заградительные правила для участия НПФ в IPO. Впрочем, как видно из статистики фондов, которые они стали публиковать с этого месяца, они сами не только не хотят участвовать в первичных размещениях, но и акции на вторичном рынке не хотят покупать. Ведь есть «риски», а бывали даже случаи, когда акции падали в цене. Соревноваться же за клиента в доходностях не надо: переходы по ОПС закрыты, а НПО с грехом пополам как-нибудь продадут свои банки или принесут свои корпоративные клиенты.
Газета «Коммерсантъ» №117 от 08.07.2021