Микрофинансовые компании активизировались на рынке публичного капитала

Объем размещения облигаций в 2021 году может быть втрое выше, чем в 2020-м. Для компаний это возможность привлекать крупные средства на длительный срок и получать стабильное финансирование в условиях экономической волатильности. Но инструмент доступен только крупным игрокам. Остальным приходится довольствоваться привлечением средств физлиц и занимать у банков.

В ближайшие недели выпустить облигации планируют «Займер», «МигКредит», МФК ЦФП, «Лайм-займ», ГК Eqvanta, WebBankir, «Viva Деньги». Всего компании рассчитывают разместить бумаги на 2,6 млрд руб. Это значительно превышает прогнозы, которые полгода назад были на уровне 1,7 млрд руб. (см. “Ъ” от 20 января). Всего с начала года с учетом уже проведенных размещений объем облигаций МФК может составить 4,6 млрд руб. уже по итогам июля.


«Сейчас доля облигаций в общем объеме фондирования МФО не превышает 7%,— приводит данные гендиректор «Юником24» Юрий Кудряков.— По итогам 2021 года этот показатель может достичь 10–15%».

Источников финансирования у МФК не слишком много: средства учредителей не безграничны, банки в большинстве своем все еще не выработали четкой методики оценки рисков по сектору, а механизм прямого привлечения от физлиц «нестабилен» и находится под постоянно изменяющимся регулированием, поясняет председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев. По мнению управляющего директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павла Митрофанова, дополнительным стимулом размещать больше и быстрее служит и ожидание дальнейшего роста ключевой ставки ЦБ.

Сами компании, размещающие облигации, подчеркивают, что это более выгодный и стабильный инструмент финансирования, особенно в условиях необходимости регулярных инвестиций в развитие. Привлеченные по договорам займов средства дороже для МФК (ставки доходят до 18–20% годовых), чем привлеченные через размещение облигаций (под 12–13% годовых), поясняет гендиректор «Займера» Роман Макаров (в 2021 году компания планирует разместить облигации на 1,3 млрд руб.).

Однако облигации МФК доступны лишь квалифицированным инвесторам. «Из-за недостаточной осведомленности о деятельности МФО в любой нештатной ситуации на рынке неквалифицированные инвесторы могут спровоцировать риск bank run,— поясняет Роман Макаров.— А это недопустимо в ситуации экономической нестабильности».

Кроме того, возможность размещать средства по договору займа жестко ограничена порогом входа в 1,5 млн руб., и в реальности приток денег оказывается не таким интенсивным, заключает он, указывая, что развитие бизнеса требует единовременно привлеченных крупных сумм в сотни миллионов рублей. Также облигации выпускаются на три года, тогда как средний срок вклада в МФО составляет 1,5–2 года, добавляет финансовый директор WebBankir Илья Соловий (компания планирует привлечь 300 млн руб.).

Привлечение средств частных лиц требует значительных, в том числе репутационных и рекламных, усилий, при выпуске же облигаций компании достаточно пройти установленные процедуры регистрации выпуска в регуляторных органах и произвести разовое размещение бумаг требуемого объема на рынке, добавляет финансовый директор группы компаний Eqvanta Яков Ромашкин (план по выпуску на текущий год — 800 млн руб.).

Размещение корпоративных бондов является более управляемым с точки зрения объема удовлетворения потребностей заемщика, согласен гендиректор МФК «МигКредит» Олег Гришин (в 2021 году планирует разместить 1,5 млрд руб. облигаций). Выпуская облигации, компания точно знает график погашений на годы вперед и может грамотно формировать денежные потоки.

Однако публичный долговой рынок доступен только крупным игрокам, уточняет Эльман Мехтиев. Облигации стоит использовать в том случае, если объем выдач компании достиг 500 млн руб. в месяц, считает Илья Соловий. При меньших объемах компания долго не освоит полученные средства, а обслуживание долга окажется слишком дорогим, уверен он. «При выручке в 100 млн руб. в год выпуск облигаций возможен на уровне 50 млн руб., но при этом он будет неликвидный. К тому же затраты на него (кроме ставки купона) будут минимум 5 млн руб., что приведет к общему расходу для компании по трехлетней бумаге на уровне не ниже 20% годовых»,— приводит пример Олег Гришин. Объем средств, привлеченных МФО через облигации, добавляет Роман Макаров, должен быть минимум 200–300 млн руб., иначе издержки на организацию выпуска бумаг сделают стоимость денег для эмитента сравнимой с займами.

Газета «Коммерсантъ» №117 от 08.07.2021

Вам может также понравиться...