Лизинговые компании начали возвращаться на рынок облигационных заимствований
Объем летних размещений может составить 13 млрд руб. Перерыв, вызванный турбулентностью финансовых рынков, а также экономическими проблемами отрасли, пройден. Впрочем, последние выпуски облигаций не похожи на те, которые идут на расширение бизнеса, и, скорее всего, не увеличат долю публичного долга в финансировании лизинговых сделок компаний, считают эксперты.
Крупные автолизинговые компании, в том числе входящие в банковские группы, летом вернулись на рынок облигационных заимствований. На этой неделе компания «Совкомбанк Лизинг», 100% акций которой недавно консолидировал Совкомбанк (см. “Ъ” от 5 марта), разместила облигационный выпуск на 2 млрд руб. «Балтийский лизинг», входящий в группу банка «ФК Открытие», планирует 30 июля закрыть книгу четырехлетних облигаций на 5 млрд руб. В июне разместила облигации на 5 млрд руб. «РЕСО-лизинг», не имеющая в группе крупного банка. Все эти компании ранее выпускали облигации. С дебютным выпуском выходит на рынок «Интерлизинг» (группа банка «Уралсиб») — бонды на 1 млрд руб. на прошлой неделе зарегистрировала Московская биржа.
Крупнейшим источником фондирования сделок лизинговых компаний являются банковские кредиты. По данным «Эксперт РА», на конец 2019 года на них приходилось 60,2% привлеченного финансирования. Доля облигаций составляла всего 9,4%. За прошлый год лизингодатели нарастили долю публичного фондирования на 3,8 процентного пункта, тогда как банковские кредиты сократились на 4 процентных пункта (см. “Ъ” от 20 июня 2019 года).
Компаниям, специализирующимся на лизинге автомобильной техники, постоянно необходимы источники финансирования. «Для устойчивого функционирования лизингодателей необходимы источники финансирования, не привязанные к конкретным лизинговым сделкам, как в случае с большинством банковских кредитов»,— отмечает финдиректор «Интерлизинга» Евгений Кочуров.
«Размещение выпуска облигаций позволяет развивать полноценную кредитную историю для компании, а также предоставляет заемщику публичный статус, что позитивно воспринимается клиентами и контрагентами»,— говорит директор департамента корпоративного бизнеса банка «ФК Открытие» Андрей Карасев. По его словам, плюсом облигаций является возможность привлечь деньги на сравнительно длительный срок без каких-либо обременений и по привлекательной ставке. Как отмечает зампред правления Совкомбанка Михаил Автухов, ставки по банковским кредитам находятся в диапазоне 7–8% годовых, тогда как ставка по облигациям составила 6,6% годовых.
В первом полугодии лизинговые компании не спешили выходить на финансовый рынок из-за турбулентности. Сейчас же, по словам старшего директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Руслана Коршунова, стабилизация рынка и снижение ключевой ставки Банком России привели к восстановлению их интереса к подешевевшему фондированию через облигационные займы. Впрочем, пока выпуски бондов лизингодателями не похожи на те, которые могут способствовать значительному расширению бизнеса и вытеснению банковского фондирования, отмечает он. По его оценке, «доля облигационного фондирования ЛК по итогам года сохранится на уровне 2019 года». В поддержании этой доли могут участвовать небольшие лизингодатели, «для которых сейчас публичный долг становится дешевле банковского и которые рассматривают возможность привлечения финансирования через бонды», отмечает господин Коршунов.
Впрочем, облигационные займы имеют и свои минусы. Это хорошее подспорье для получения финансирования для компаний, у которых ограничен доступ к банковскому фондированию, «однако они накладывают ограничения на стоимость договоров», говорит гендиректор «ГПБ Лизинга» Максим Агаджанов. Это, отмечает он, особенно актуально сейчас, поскольку в случае снижения ставки ЦБ или реструктуризации использование облигаций не позволяет лизинговым компаниям отвечать на запросы клиентов.
Газета «Коммерсантъ» №130 24.07.2020