Комитет по финансовому рынку рекомендовал Госдуме принять во II чтении законопроект, уточняющий правоотношения при синдицированном кредитовании


Комитет по финансовому рынку рекомендовал Государственной Думе принять во втором чтении законопроект, который уточняет механизмы реализации правоотношения по управлению залогом и правоотношения синдицированного кредитования.

Как отметил председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, принятие законопроекта позволит расширить правовой инструментарий, используемый российскими участниками рынка кредитования, что в числе прочего будет способствовать повышению привлекательности российской юрисдикции.

Комментируя положения законопроекта, Анатолий Аксаков отметил, что предусмотренные действующим российским законодательством договорные конструкции не отвечают в полной мере запросу на оформление отношений так называемого фондированного субучастия. Заключение такого рода соглашений по российскому праву сопряжено с риском их квалификации судами как договоров займа, договоров комиссии и т.п.

Между тем, фондированное субучастие — особая модель правоотношения, подразумевающая распределение между его сторонами не только рисков неполучения прибыли, но и рисков невозврата вложений.

Законопроект содержит ряд норм, регулирующих отношения сторон по соглашению о финансировании участия в кредите. В соответствии с таким соглашением, внешний участник передает участнику синдиката денежные средства, а участник синдиката, получив такие денежные средства, с их помощью осуществляет свои права и исполняет обязанности по договору синдицированного кредита (займа).

Такая правовая конструкция отвечает потребностям рынка, ее применение позволит сторонам соглашения распределить риски невозврата заемщиком средств, полученных им по договору синдицированного кредита, указал Анатолий Аксаков.

Председатель Комитета также отметил, что правоприменительная практика выявила потребность в корректировке элементов конструкций управления залогом и синдицированного кредита (займа). Предложенные в законопроекте изменения облегчают процедуры государственной регистрации или учета залога при определенных обстоятельствах.

Так, в настоящее время законодательство дает возможность перемены лиц среди участников синдиката кредиторов, допуская частую и неоднократную их замену. Такая же замена возможна и в случаях, когда между кредиторами одного должника заключен договор управления залогом.

При этом имена или наименования круга участников синдиката кредиторов или залогодержателей не имеют значения для третьих лиц, знакомящихся с государственными или иными реестрами, в которых содержатся сведения о залоге имущества должника.

Постоянная актуализация списка залогодержателей в реестре требует значительных усилий со стороны кредитного управляющего или управляющего залогом, неизбежно влечет за собой увеличение расходов и, как следствие, увеличение стоимости кредита для заемщика.

В связи с этим, по словам Анатолия Аксакова, в действующее законодательство предлагается ввести положение о том, что в случае заключения договора управления залогом или договора синдицированного кредита, который предусматривает наделение кредитного управляющего правами и обязанностями управляющего залогом, сведения о залогодержателе при государственной регистрации или учете залога не указываются. При этом в качестве залогодержателя при государственной регистрации или учете залога должен быть указан управляющий залогом или кредитный управляющий с отметкой о том, что он действует в этом качестве.

Законопроект предусматривает также группу поправок в отдельные Федеральные законы, уточняющих порядок совершения действий кредитным управляющим по договору синдицированного кредита (займа) в деле о банкротстве должника.

В частности, в законопроекте реализуется концепция единого требования кредитного управляющего в банкротстве, в силу которой все требования участников синдиката кредиторов о возврате полученных заемщиком денежных средств, об уплате процентов за пользование денежными средствами и иных платежей, за вычетом требований, осуществляемых одним или несколькими участниками синдиката кредиторов самостоятельно в специальном предусмотренном законом порядке, признаются указанным единым требованием участников синдиката.

В целях реализации и защиты единого требования кредитный управляющий по договору синдицированного кредита (займа) признается конкурсным кредитором. В законопроекте прописаны процедуры подачи заявления о признании должника банкротом, выделения требования из состава единого требования и другие действия, осуществляемые в случае банкротства.

ГосДума 02.12.2020

Вам может также понравиться...