В России предложили менять законодательство с помощью big data, а также регулировать «цифровой след»

 

Эксперты «Сколково» предложили ввести регулирование «цифрового следа» гражданина и государственный контроль за устройствами интернета вещей, а также использовать big data для изменения законодательства. Участникам рынка инициативы пока не нравятся


Предложение законодательно отрегулировать понятие «цифрового следа», то есть тех данных, которые пользователи оставляют после себя в интернете намеренно или нет, содержится в «Концепции комплексного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики». Документ был разработан Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве по заказу «Сколково» (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердил глава департамента по развитию фонда «Сколково» Сергей Израйлит).

Разработка подобной концепции предусмотрена в нацпрограмме «Цифровая экономика». Израйлит подчеркнул, что текст, обсуждаемый с экспертами, — это одна из промежуточных версий, «обозначенные темы в настоящее время еще не прошли экспертного обсуждения».

В содержании концепции «Сколково» и в том, к чему приведет ее реализация, разбирался РБК.

Два вида «цифрового следа»

В концепции указано, что на законодательном уровне необходимо определить понятие «цифрового следа» как совокупности данных о «действиях пользователя в цифровом пространстве». При этом цифровой след они делят на две категории: «активный» и «пассивный». К первой относится информация, которую пользователь оставляет в социальных сетях и личных кабинетах на сайтах, включая портал госуслуг и банковские ресурсы. Речь идет, например, о ФИО, дате рождения, контактах, месте работы, личных фото и видео. Пассивный след — это данные, которые оставляются ненамеренно или вследствие работы соответствующего ПО, то есть те, которые собирает операционная система устройства пользователя или поисковик, указано в концепции.

Авторы документа считают, что необходимо регламентировать только использование активного «цифрового следа». На законодательном уровне предлагается прописать механизм получения у пользователя согласия на использование этих данных, регламентировать доступ к этой информации коммерческих компаний и прописать ответственность и обязанности лиц, обеспечивающих хранение и обработку информации, составляющей активный «цифровой след». Общественные отношения, связанные с использованием пассивного «цифрового следа», не должны подвергаться регулированию, так как это может затормозить внедрение современных информационных технологий, а также создаст избыточные требования для коммерческих компаний, говорится в концепции.

Большие данные в законотворчестве

Еще одно предложение авторов концепции — анализировать большие данные для оперативной корректировки действующих законодательных норм. «Основная идея регулирования заключается в том, чтобы своевременно вносить изменения в регулирование, чтобы оно не вредило экономическому состоянию тех или иных субъектов. Например, если у граждан есть спрос на проезд и остановку транспорта в каком-то определенном месте, то в результате запрета остановки может сократиться поток клиентов в магазины и рестораны, в итоге снизится инвестиционная привлекательность всего района. За счет накопленных на цифровых платформах данных, например сервиса «Яндекс.Карты», можно связать регуляторные решения с реальным спросом и создать более эффективную модель регулирования», — пояснил Сергей Израйлит. По его словам, такая модель будет эффективнее традиционных способов, когда нормы создаются только на основе человеческого анализа и пожеланий заказчика.

Контроль за «умными» вещами

В концепции также упоминается необходимость введения контроля государства за данными с устройств интернета вещей (Internet of Things — IoT). Речь не идет о доступе государства к «умным» чайникам и пылесосам, которыми пользуются граждане, так как в этом нет экономического смысла, заверил Израйлит. В то же время он отметил, что если «умный» утюг загорится, пока никого нет дома, то будет лучше, если эти данные «своевременно поступят в МЧС».

По словам одного из экспертов центра компетенции «Сколково», еще одно обсуждаемое предложение — передача данных с IoT-устройств, которая может использоваться для контрольно-надзорной деятельности и установки более комфортных индивидуальных режимов регулирования в промышленной и транспортной сферах, когда речь идет о безопасности или адаптивном налогообложении. «На заводе может либо ходить контролер, который будет ежедневно измерять уровень опасных выбросов и отправлять эти данные в контролирующий орган, что сейчас происходит не всегда из-за человеческого фактора, либо могут быть установлены специальные датчики, которые автоматически будут отправлять данные об опасном уровне загрязнения в соответствующие органы. Еще один пример — это контроль выбросов от автомобилей. Если в определенное время дороги сильно загружены и количество вредных выбросов в атмосферу находится на высоком уровне, то об этом могут быть уведомлены пользователи, а транспортный налог в этот период станет выше. В обратной ситуации, соответственно, может быть установлена более низкая ставка налога», — указал он.

Кроме того, в концепции содержатся предложения по стандартизации передачи данных между умными устройствами интернета вещей.

Участники рынка против

Представители компаний, чьи пользователи генерируют большие массивы данных, не поддержали идеи, заложенные в концепцию. «Не ясно, какие общественные и бизнес-задачи будут решены путем введения понятия [цифрового следа]: оно крайне теоретизированно и не несет практической значимости», — заявил представитель «МегаФона». По его словам, сама возможность каким-то образом обособить действия пользователей в интернете в единый объект пока вызывает сомнения. Пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева говорит, что концепция нуждается в детальном анализе.

По словам представителя Ассоциации больших данных, организация и ее компании-участницы передавали свои замечания к документу, но ключевые вопросы пока остались без ответа. «Мы рассчитываем на дальнейшее обсуждение концепции с экспертным сообществом. В текущей редакции документ вряд ли можно считать отвечающим потребностям формируемой в России цифровой экономики», — сказал он.

Представители «Яндекса», Mail.Ru Group и «Ростелекома отказались от комментариев. Представитель МТС не ответил на вопросы РБК.

Как эксперты «Цифровой экономики» предлагали регулировать использование данных

Пока в России есть закон, регулирующий лишь оборот персональных данных, то есть информации, которую можно соотнести с конкретным физическим лицом. В интервью РБК глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что запрос на регулирование больших пользовательских данных в течение ближайших двух лет будет стоять очень остро. Также «стоит на повестке и вопрос реального обезличивания больших данных», уточнил он.

В конце прошлого года директор направления «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов рассказал, что организация прорабатывает вопрос создания правового режима, при котором пользователи смогут получать деньги или бонусы за предоставление своих данных компаниям.

В апреле представители АНО «Цифровая экономика» выступили с идеей запретить иностранным компаниям, не имеющим российского юридического лица, использовать данные граждан России.

РБК 03.09.2019

Читайте также: