Участники фондового рынка готовятся к волне IPO «стартапов-единорогов»
Uber, Lyft и Airbnb стремятся выйти на биржу, пока благоприятная ситуация на рынке не изменилась
До недавних пор «единороги» – технологические стартапы, оцененные дороже $1 млрд, – растили бизнес за счет частного финансирования. Избыточная ликвидность, появившаяся из-за сверхмягкой политики центробанков, обеспечила венчурные фонды и фонды прямых инвестиций дешевыми средствами, и фонды были готовы вкладывать их – прежде всего в компании со взрывным ростом выручки.
Но Федеральная резервная система США ставки повысила, фондирование стало дорожать, а прошлогодний обвал на фондовом рынке – после девятилетнего безостановочного роста – и беспокойство, что мировая экономика замедляется, показали, что компании могут и упустить благоприятный момент, и не продать акции на бирже по высокой цене.
Самые громкие из предстоящих размещений – сервисов вызова такси Lyft и Uber. Также заявки подали социальная сеть Pinterest, Palantir, занимающаяся анализом данных, корпоративный мессенджер Slack. Диапазон размещения, который первоначально объявила Lyft, давал ей цену примерно в $20 млрд. Но в ходе роуд-шоу компания сообщила некоторым инвесторам, что спрос высок и акции (размещение назначено на четверг) могут быть проданы дороже верхней границы диапазона, написала The Wall Street Journal (WSJ). В последнем раунде частных инвестиций Lyft была оценена в $15,1 млрд.
Uber оценена частными инвесторами в $76 млрд, но инвестбанки, ведя переговоры с компанией, говорили и о капитализации в $120 млрд, которую она может получить после IPO.
Но у Lift убытки в 2018 г.: на шестом году существования при выручке $2,2 млрд они достигли $911 млн – больше, чем у любого другого американского стартапа за 12 месяцев, предшествовавших IPO, по данным S&P Global Market Intelligence. Этот рекорд вскоре может побить Uber – компания работает уже 10 лет и теряет сейчас по $800 млн в квартал.
Убытки несет и Pinterest, в 2018 г. – $63 млн, но это вдвое меньше, чем в 2017 г. Сеть коворкингов WeWork, которая намерена выйти на биржу, но не сказала когда, сообщила о $1,9 млрд убытка при выручке $1,8 млрд. Частные инвесторы оценивают ее в $45 млрд.
Palantir надеется выйти в прибыль через год-два.
Многие сервисы доставки еды, привлекшие миллиарды долларов, несут огромные убытки в борьбе за долю рынка, рассказывает WSJ и цитирует профессора Стэнфордского университета Илью Стребулаева, что бизнес-модели многих крупных непубличных компаний, которые уже стали частью повседневной жизни, не прошли проверку в полной мере. «Не удивлюсь, если многие из них окажутся не столь успешны, как ожидают инвесторы», – говорит он.
Из-за жесткой конкуренции Lyft и Uber вынуждены тратить огромные деньги на маркетинг, привлечение водителей и пассажиров (Lyft – $1,3 млрд в 2018 г.). А в январе Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе сообщил, что его студенты совершают в неделю около 11 000 поездок на Uber и Lyft по кампусу, и выразил беспокойство за судьбу окружающей среды. В ответ представитель Lyft Си-Джей Мэклин заявил, что компания вложила миллионы долларов в возобновляемую энергетику и разведение лесов, чтобы компенсировать выбросы углекислого газа.
В конце 1990-х гг., когда надувался технологический пузырь, многие убыточные компании проводили IPO, но и стоили на порядки дешевле. Иные выходили на биржу спустя всего несколько месяцев после создания (у популярных тогда eToys и Pets.com выручки почти не было) и привлекали относительно небольшие суммы. В 1997–1999 гг. продуктовый онлайн-магазин Webvan получил $700 млн от частных инвесторов в ходе IPO (более $1 млрд в сегодняшних деньгах), что стало одной из крупнейших инвестиций, – и закрылся в 2001 г.
Известны и успешные примеры: Amazon получил первую квартальную прибыль в 2001 г. – через четыре года после IPO. А Google и Facebook выходили на биржу, будучи прибыльными (в 2004 и 2012 гг. соответственно).
«Ничто не свидетельствует о поздней стадии цикла лучше, чем массовые IPO компаний, имеющих слабые шансы на выход в прибыль», – говорит Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money: единственная возможность для Lyft и Uber стать рентабельными – первыми вывести на улицы самоуправляемые автомобили, но это вряд ли произойдет. В последние месяцы в США отмечается рост просрочек по субстандартным автокредитам, которые часто берут те, кто работает на эти сервисы, указывает Триси, и многие водители могут начать сознавать, что у них не получается зарабатывать достаточно, учитывая все расходы – от платежей по кредитам до бензина, ремонта, страховки и налогов. «Неудивительно, что Lyft и Uber так торопятся провести IPO», – резюмирует он.
Громкие отраслевые IPO действительно иногда свидетельствуют, что бум в секторе подходит к концу. Так, в мае 2011 г. первичное размещение провел крупнейший сырьевой трейдер мира Glencore. Сырьевые трейдеры, их сильно возросшее влияние на рынках, переживавших с начала 2000-х гг. суперцикл роста, были тогда у всех на слуху. Glencore закрыла книгу заявок за несколько часов, IPO на $10 млрд стало крупнейшим в Великобритании. Никто тогда не знал, что долгосрочный цикл роста закончился месяцем ранее: с апреля 2011 г. сырьевой индекс Bloomberg Commodity Index падал до начала 2016 г., после чего лег в «боковик».
Газета «Ведомости» № 4783 28.03.2019