Соглашение о защите и поощрении капиталовложений — это не декларация о намерениях, а взаимные обязательства
Взаимоотношения российской власти и крупного бизнеса, увы, уже не первый и не пятый год — главная тема корпоративных новостей, хотя в нормальной ситуации такие новости описывают нюансы переговоров крупных компаний друг с другом, а не с министерствами. А поскольку любое госрегулирование в РФ уже имеет многолетнюю историю, определяя, в чем новость, мы стандартно ориентируемся на искусственное понятие нормы, которую государственная или частная сторона пытаются во взаимодействии «подвинуть». Иными словами, мы ищем, какая сторона пытается изменить давно сложившийся порядок дел, а кто этому сопротивляется. Тем не менее всегда стоит держать в голове, что этот порядок дел, «норма», может быть объективно иррациональным — и со здравым смыслом согласовываться плохо.
Так, например, комментарий главы РСПП Александра Шохина, данный на прошлой неделе информагентствам, о наборе требований правительства к пакету документов, которые нужны для заключения новых соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), формально можно считать попыткой перетягивания одеяла на сторону РСПП. В понимании госорганов «проект», по которому, собственно, может быть подписано СЗПК,— это не просто заявка, а готовая и, что важно, согласованная в значимой части деталей программа реализации инвестпроекта. СЗПК в понимании власти — это не декларация о намерениях, а взаимные обязательства: если компания хочет где-то построить целлюлозный завод, нет смысла подписывать СЗПК, если на строительство не будет дано разрешение: Минфин естественным образом не желает тратить время на работу по тысяче гипотетических проектов, которые никогда не будут реализованы в силу того, что просто не получат одобрения.
Тем не менее есть два момента, которые не позволяют нам видеть в этом здравый смысл. Первый совершенно внятно транслирует сам Александр Шохин: никто не будет получать перед подписанием СЗПК все нужные разрешения, тратя на это время и деньги, без гарантии того, что проект будет одобрен. Понятно, что госорганы не хотят делать лишнюю, с их точки зрения, работу, но и идея превращать СЗПК в лотерею неуместна, соглашения как раз нужны, чтобы уменьшить «лотерейные» свойства процесса инвестирования. Второй момент — в том, что любой современный крупный проект корректируется в процессе. В предложенной РСПП форме это — проблема инвестора: как он будет согласовывать с госорганами (в рамках уже подписанного СЗПК) изменения? Но в госверсии «приходите с полным пакетом разрешений, а потом еще много раз приходите» слишком много уверенности, что компании никуда не денутся.
Как раз денутся — сам институт СЗПК придуман именно потому, что не инвестировать сейчас нормальнее, чем инвестировать. И на наш взгляд, отказываться от своего понимания нормальности сейчас должно правительство, стоически перенося собственные неудобства.
Газета «Коммерсантъ» №116/П 06.07.2020