Российское законодательство нуждается в совершенствовании в части определения понятия NFT
В Госдуме считают, что в российском законодательстве необходимо закрепить понятие технологии NFT и нормативную базу для него, а на профильные маркетплейсы распространить действие закона о «приземлении» зарубежных IT-компаний. Регулировать NFT нужно, так как из-за правовой неопределенности художники не могут защитить свои права, согласны эксперты, но в случае распространения на иностранные маркетплейсы требований российского закона, те, скорее всего, откажутся работать в РФ.
Российское законодательство нуждается в совершенствовании в части определения понятия NFT, заявил член комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин в своем Telegram-канале. Сегодня термин «токен» фигурирует в законе о цифровых финансовых активах, но «его описание даже формально не соответствует тем NFT, которыми сейчас торгуют в маркетплейсах», а «правовой статус NFT определяется исключительно правилами площадки, которая его выпускает», отметил депутат.
Он считает также, что крупнейшие NFT-маркетплейсы должны попасть под действие закона «О приземлении»: «Только так государство сможет защитить права владельцев дорогостоящих NFT в спорных ситуациях».
Технология NFT (Non Fungible Token) создана в 2017 году на основе смарт-контрактов в криптовалюте Ethereum. Они представляют собой цифровой сертификат, в котором содержится зашифрованная информация о любом товаре, его владельце и сделках. Пользователю нужно иметь криптокошелек и загрузить на специальную площадку цифровой контент, который он хочет перевести в токен,— это могут быть картинки, музыка, видеоролики, 3D-модели, текст и т. д. Спрос на технологию стимулировали ограничения на фоне пандемии, введенные в том числе для сферы искусства (см. “Ъ” от 2 июля 2021 года).
Согласно закону «О приземлении», вступившему в силу 1 января, зарубежные интернет-компании с суточной аудиторией более 500 тыс. пользователей должны открыть свои уполномоченные представительства в России. Но на текущей стадии развития иностранным NFT-маркетплейсам будет проще отказаться от работы в России, чем перестраивать свою работу, полагает партнер Deloitte в СНГ Антон Шульга.
Основатель NFT Academy Ольга Дворецкая отмечает, что российские пользователи занимают не более 10% аудитории международных NFT-маркетплейсов, самые популярные — Rarible и Binance.
Сегодня существует регулирование цифровых прав и результатов интеллектуальной деятельности, которое можно использовать для работы с NFT, но при возникновении споров по таким сделкам правоприменители отмечают, что в законе термин не описан, говорит председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев: «В результате покупатели, художники не могут надлежащим образом защищать свои права». Важно определить точную природу NFT, например, в рамках законопроекта об обороте криптовалют, который сейчас разрабатывается, считает юрист. Но к контролю NFT следует подходить более мягко, чем к регулированию криптовалют, добавляет он, поскольку токены — «нечто среднее между финансовым и инструментом для развития искусства».
NFT должны получить правовую определенность, особенно те, что подходят под критерии цифрового искусства, согласна Ольга Дворецкая: «Кроме того, нужно создать сервис для верификации арт-объектов, который бы работал с любыми NFT-маркетплейсами,— он поможет бороться с мошенниками».
Мошенничество становится все более актуальной проблемой на этом рынке.
Например, в январе стало известно, что в играх Minecraft появился неофициальный NFT-проект Blockverse, на котором пользователи могли бы создавать токены во время игры, а затем продавать их. Чтобы попасть на сервер, игроки должны были приобрести у разработчиков NFT: за восемь минут после начала продаж было продано 10 тыс. невзаимозаменяемых токенов, после чего создатели проекта исчезли, заработав около $1,2 млн. И это не единичный случай. Разработчики крупнейшего NFT-маркетплейса OpenSea сообщили на своем сайте 28 января, что около 80% созданных бесплатно NFT — это мошенничество, плагиат или спам.
Газета «Коммерсантъ» №18 02.02.2022