Проект нового КоАП размещен для повторного проведения процедуры публичного обсуждения
Минюстом России на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещен для процедуры повторного публичного обсуждения проект федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Проект федерального закона подготовлен с учетом положений Концепции нового КоАП, опубликованной на официальном сайте Правительства Российской Федерации в сети «Интернет».
Законопроект доработан с учетом замечаний и предложений, поступивших в Минюст России по результатам его рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями, а также гражданами в ходе публичного обсуждения (в период с 30 января 2020 г. по 27 февраля 2020 г.) и проведения независимой антикоррупционной экспертизы (в период с 30 января 2020 г. по 19 февраля 2020 г.).
Также в ближайшее время будет опубликован для проведения процедуры повторного публичного обсуждения доработанный проект федерального закона «Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Действующие размеры наказаний и сроки давности привлечения к административной ответственности в проекте нового КоАП не будут увеличены.
В законопроекте решено сохранить размеры административных штрафов в пределах, в целом не превышающих установленные в настоящее время КоАП.
Также по итогам публичного обсуждения было принято решение сохранить действующие сроки давности, изменив лишь юридико-технический подход к изложению соответствующей нормы Общей части проекта нового КоАП с целью сделать ее более удобной и простой.
Так, общий срок давности привлечения к административной ответственности в новом КоАП будет составлять один год. При этом такой годичный срок давности привлечения к административной ответственности предусмотрен для соответствующих категорий дел об административных правонарушениях и в действующем КоАП.
Кроме того, в проекте нового КоАП будут предусмотрены исключения из общего годичного срока давности по тем составам административных правонарушений, по которым они в настоящий момент составляют менее года: 2 месяца (при рассмотрении дела об административном правонарушении органом, должностным лицом) и 3 месяца (при рассмотрении дела об административном правонарушении судом), либо более одного года (2, 3 и 6 лет).
Таким образом, сроки давности привлечения к административной ответственности в проекте нового КоАП предложено сохранить неизменными.
Презумпция невиновности включена в проект нового КоАП.
В процессе публичного обсуждения законопроекта представители бизнес-сообщества – Российского союза промышленников и предпринимателей и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» обратили внимание на исключение из проекта нового КоАП принципа презумпции невиновности.
Исключение указанного принципа из проекта нового КоАП было связано с тем, что он регламентирован в проекте Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Тем не менее, учитывая важность данного фундаментального принципа законодательства об административных правонарушениях и поступившие замечания, принято решение отразить указание на принцип презумпции невиновности в наименовании статьи 1.12 проекта нового КоАП и дополнить ее частью 2 следующего содержания: «Лицо считается невиновным в совершении административного правонарушения, пока его виновность не будет установлена в порядке, предусмотренном Процессуальным кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».
Таким образом, констатация принципа презумпции невиновности будет иметь место в материальном законе (КоАП), а вопросы реализации данного принципа будут более подробно раскрыты в проекте Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ПКоАП).
Проект нового КоАП расширит практику назначения административного наказания в виде предупреждения.
Административное наказание в виде предупреждения получило более широкое закрепление в санкциях статей Раздела II «Особенная часть» проекта нового КоАП. Так, в Особенной части проекта нового КоАП 263 нормы предусматривают возможность назначения административного наказания в виде предупреждения (в действующем КоАП таких норм всего 156).
Кроме того, в целях сокращения числа лиц, привлекаемых к административной ответственности в виде штрафа, реализации принципа гуманизма и обеспечения превентивной функции законодательства об административных правонарушениях проектом нового КоАП предлагается распространить механизм замены административного штрафа предупреждением на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их работников, при назначении административного наказания за административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, государственного (муниципального) финансового контроля.
Данное правило будет действовать в тех случаях, когда административное правонарушение совершено впервые, не относится к категории грубых административных правонарушений и при этом отсутствуют отягчающие обстоятельства.
В настоящее время механизм замены административного штрафа предупреждением распространяется только на лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, и их работников.
Предусматривается увеличение случаев, в которых возможна уплата административного штрафа в размере половины от наложенного административного штрафа.
В проекте Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается установить в качестве общего правила возможность уплаты наложенного административного штрафа с пятидесятипроцентной скидкой в течение двадцати дней с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Данное правило не будет распространяться только на административные правонарушения, являющиеся в соответствии со статьей 2.3 проекта нового КоАП грубыми, а также административные правонарушения в сфере транспортной безопасности и отдельные административные правонарушения в сфере дорожного движения (например, повторный проезд на запрещающий сигнал светофора).
При этом сохраняется возможность восстановления срока уплаты наложенного административного штрафа с пятидесятипроцентной скидкой, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления.
В проекте нового КоАП содержатся положения, направленные на гуманизацию применения административных наказаний в виде обязательных работ и административного ареста.
В проекте нового КоАП предусмотрено сокращение предельных сроков административного наказания в виде обязательных работ – с 200 до 60 часов. Также расширен перечень лиц, к которым не применяются административные наказания в виде административного ареста и обязательных работ. Это в том числе родители (или лица их заменяющие), воспитывающие детей в возрасте до четырнадцати лет, детей-инвалидов; лица, осуществляющие уход за инвалидом I и II групп или за ребенком-инвалидом; а также дети-инвалиды.
Кроме того, административный арест не будет применяться к лицам, имеющим заболевание, указанное в перечне заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Проект нового КоАП предусматривает положения, направленные на обеспечение назначения справедливых и соразмерных совершенному административному правонарушению административных наказаний.
В проекте нового КоАП предусмотрено правило, согласно которому за впервые совершенное административное правонарушение, не являющееся грубым, назначается административный штраф, а другие (более строгие) основные и дополнительные административные наказания, установленные санкцией соответствующей нормы Особенной части КоАП, могут применяться только в случае совершения повторного административного правонарушения.
Кроме того, в проекте нового КоАП закрепляется положение, исключающее возможность назначения нескольких административных наказаний при одновременном выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей (частью статьи) Особенной части КоАП.
Помимо этого, в проекте нового КоАП предусмотрено, что суд, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, с учетом характера совершенного административного правонарушения может не признать отягчающим любое из обстоятельств, включенное в их перечень.
Установлены особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних.
В отдельной главе проекта нового КоАП подробно урегулированы вопросы привлечения к административной ответственности несовершеннолетних.
В частности, определяются виды административных наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетним (предупреждение, административный штраф, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований, обязательные работы и пр.), особенности их применения (административный штраф и обязательные работы могут быть назначены несовершеннолетнему только за совершение грубого административного правонарушения, при этом административный штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка и не может превышать пяти тысяч рублей, а срок обязательных работ не может превышать тридцати часов, независимо от максимальных размеров административного штрафа и срока обязательных работ, предусмотренного соответствующей статьей (частью статьи) Раздела II проекта нового КоАП).
При назначении административного наказания несовершеннолетнему, помимо общих правил, будут учитываться условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
Проектом нового КоАП также предусмотрена возможность освобождения несовершеннолетнего, впервые совершившего административное правонарушение, не считающееся грубым, от административного наказания с объявлением ему устного замечания, а также возможность освобождения от административной ответственности несовершеннолетнего в случае, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем воспитания (например, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо под надзор в образовательные организации).
Применение вышеназванных положений законопроекта позволит повысить эффективность профилактики и предупреждения совершения несовершеннолетними административных правонарушений.
За нарушение правил благоустройства территории муниципальных образований будет предусмотрена административная ответственность.
Предложение о включении в новый КоАП составов административных правонарушений в сфере благоустройства территории поступило от представителей Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, которыми был проведен анализ правового регулирования данного вопроса в 85 субъектах Российской Федерации.
Установление административной ответственности за нарушение правил благоустройства на федеральном уровне позволит унифицировать действующие составы административных правонарушений в данной сфере.
При этом размеры административных штрафов за нарушение правил благоустройства территории, содержавшиеся в первоначальных предложениях Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, в проекте нового КоАП будут снижены в целях обеспечения справедливого и соразмерного подхода при назначении административного наказания.
В проекте нового КоАП предлагается установить административную ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время.
В настоящее время составы административных правонарушений в сфере нарушения тишины и покоя граждан как в ночное, так и в дневное время содержатся в законах об административных правонарушениях большинства субъектов Российской Федерации. Правом составления протоколов об административных правонарушениях наделяются, как правило, должностные лица региональных органов власти.
Вместе с тем существует проблема фиксации нарушения тишины и покоя граждан в ночное время, то есть в нерабочие часы указанных органов власти.
В связи с этим по предложению Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству предлагается закрепить в проекте нового КоАП состав административного правонарушения, заключающийся в нарушении тишины и покоя граждан, в том числе в жилых помещениях, с 23 часов до 7 часов.
Правом составления протоколов о таких административных правонарушениях наделяются должностные лица органов внутренних дел (полиции), а правом рассмотрения дел об указанных административных правонарушениях – мировые судьи.
Следует отметить, что привлечение к административной ответственности за указанные деяния будет возможно только в случаях проявления явного неуважения к спокойствию граждан и злостного нарушения тишины в ночное время, в том числе в жилых помещениях.
В проекте КоАП исключается одновременное привлечение к ответственности юридического лица и его должностного лица за одно и то же административное правонарушение.
В целях соблюдения принципа справедливости при привлечении к административной ответственности юридических лиц и их должностных лиц в проекте нового КоАП предлагается закрепить общее правило, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение.
Исключение из этого правила допускается только в 2 случаях.
Первый: когда предусмотрена возможность назначения различных видов административного наказания для юридического лица и его должностного лица (например, штрафа для юридического лица и дисквалификации для его должностного лица).
Второй: когда одно из указанных лиц освобождается от административного наказания в связи с невозможностью его исполнения (например, если юридическое лицо является неплатежеспособным и с него не может быть взыскан штраф, то тогда возможно назначение наказания в виде штрафа его должностному лицу).
Об установлении права на получение бесплатной юридической помощи в производстве по делам об административных правонарушениях.
Согласно пункту 5.2.3 Концепции нового КоАП требуется рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста) для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной статьей 48 Конституции Российской Федерации.
При этом в случаях, когда у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нет адвоката, а его участие в деле является обязательным, участие адвоката могло бы обеспечиваться путем его назначения по аналогии с тем, как это предусмотрено статьей 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с этим в проекте Процессуального КоАП предлагается закрепить возможность оказания квалифицированной юридической помощи бесплатно в случаях, когда за совершение административного правонарушения может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.
В указанных случаях по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ему может быть назначен адвокат, оплата труда которого будет осуществляться за счет бюджетных средств.
Следует отметить, что установление возможности предоставления бесплатной юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, необходимо в целях реализации постановления Европейского Суда по правам человека от 19 ноября 2015 г. по делу «Михайлова против Российской Федерации» (Mikhailova v. Russia), что отражено в докладе Правительства Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2018 год.
В проекте Процессуального КоАП будет предусмотрен механизм восстановления прав лиц, незаконно привлеченных к административной ответственности.
Проект Процессуального КоАП дополнен положениями о компенсации морального вреда, причиненного физическому лицу, и о возмещении вреда, нанесенного деловой репутации юридического лица, вследствие незаконного привлечения их к административной ответственности, а также положениями об аннулировании всех ограничений прав таких лиц, обусловленных фактом незаконного привлечения к административной ответственности.
Проекты нового КоАП и ПКоАП снизят административную нагрузку на бизнес.
В целях снижения административной нагрузки на бизнес в проекте Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается исключить конкуренцию производства по делам об административных правонарушениях и контрольно-надзорного производства (сейчас уполномоченный орган может начать либо внеплановую проверку, либо производство по делу об административном правонарушении, в том числе административное расследование).
Проектом Процессуального КоАП также предусматривается, что должностные лица, составившие по окончании проведения контрольно-надзорного мероприятия акт о нарушении обязательных требований, не смогут рассматривать дело об административном правонарушении от имени уполномоченного органа, что предотвратит конфликт интересов.
Помимо этого будет сокращен с 90 до 30 суток предельный срок наказания в виде административного запрета деятельности (в действующей редакции КоАП – административное приостановление деятельности) и сохранено правило о том, что применение наказания в виде административного запрета деятельности допустимо только в случаях, если менее строгий вид наказания, предусмотренный статьей Особенной части КоАП, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При этом для повышения гарантий соблюдения прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в проекте нового КоАП устанавливается, что административный запрет деятельности может быть назначен только судом.
Проект Процессуального КоАП направлен на перевод документооборота при производстве по делам об административных правонарушениях в цифровой формат.
В проекте Процессуального КоАП предлагается определить порядок использования электронных документов участниками производства по делу об административном правонарушении, установить возможность подачи ими заявлений, ходатайств, жалоб в форме электронного документа посредством заполнения соответствующей формы на официальном сайте органа административной юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) через личный кабинет участника судебного процесса.
Кроме того, предусмотрена возможность направления и доставки извещений (уведомлений) участникам производства по делу об административном правонарушении с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также в личный кабинет участника судебного процесса.
Данные нововведения направлены на повышение оперативности информирования участников производства по делам об административных правонарушениях о совершаемых в отношении них процессуальных действиях и выносимых решениях.
Минюст России 29.05.2020