Предназначение бизнеса: для крупнейших американских корпораций прибыль — уже не главное?
Что является предназначением компании? До сих пор каноническим было определение экономиста Милтона Фридмана, которое он дал в 1970 г. в своей статье с говорящим названием: «Социальная ответственность бизнеса — это наращивание прибыли».
Спустя почти 50 лет ассоциация Business Roundtable, объединяющая десятки крупнейших американских корпораций, внесла изменение в свою декларацию в части, которая описывает предназначение бизнеса, чтобы отразить меняющиеся представления о том, как должны соотноситься долгосрочные и краткосрочные задачи компаний.
Решения в корпорациях, согласно новой формулировке, должны приниматься не только с целью максимизации прибыли акционеров; руководители компаний должны принимать во внимание интересы всех стейкхолдеров: работников, потребителей и общества.
Ассоциацию Business Roundtable, которая является влиятельным лоббистом в Вашингтоне, возглавляет CEO банка JPMorgan Chase & Co. Джеймс Даймон; в нее входят как технологические гиганты, так и традиционные производственные компании, институциональные инвесторы.
«Нам важны все наши стекйхолдеры, — говорится в обновленном документе ассоциации. – Мы ставим своей задачей создание стоимости для всех из них…».
Согласно новому определению, компании должны создавать ценностное предложение для потребителей, инвестировать в сотрудников, создавать справедливые условия работы для поставщиков, поддерживать сообщества, генерировать долгосрочную стоимость для акционеров.
Документы ассоциации носят декларативный характер и не оказывают прямого влияния на процесс принятия решений в компаниях.
Новую декларацию о целях работы компаний-членов одобрили 181 из 188 членов ассоциации, в том числе крупнейшие инвестфонды BlackRock и Vanguard Group.
В то время некоторые институциональные инвесторы, например, Blaсkstone Group, опасаются, что новая формулировка будет способствовать снижению контроля над менеджментом со стороны инвесторов, и не поддержали изменение.
До сих пор при описании целей бизнеса ассоциация Business Roundtable базировалась именно на определении М.Фридмана, согласно которому обязанностью компании является максимизация прибыли акционеров.
В 1970г. М.Фридман критиковал тех, кто видел в преследовании бизнесом «просто прибыли» что-то не вполне достойное.
ЦРКИ-Интерфакс 29.08.2019