Порядка 30 российских компаний могут при благоприятной конъюнктуре провести первичные размещения акций в России
Ситуация на рынке сейчас благоприятна и для эмитентов, и для инвесторов
Порядка 30 российских компаний из разных отраслей, по оценке Московской биржи, могут при благоприятной конъюнктуре провести первичные размещения акций в России, сообщил ее представитель. Столько успешных российских IPO состоялось за предыдущие 10 лет – в 2010–2019 гг., говорит глава рынков акционерного капитала BCS Global Markets Алексей Клетенков, а ведь речь идет только об IPO, без учета вторичных размещений (SPO). Ожидания инвестбанкиров сдержаннее: от 3–4 до 10–15 IPO с учетом тех, что пройдут за рубежом. Независимо от итоговой цифры сейчас, по их мнению, очень хорошее время для IPO: окно возможностей открывается и для эмитентов, и для инвесторов. В 2019 г. IPO провела только HeadHunter – на американской NASDAQ.
Вице-президент банка «Открытие» Евгений Ананьев ждет в этом году до 10–15 IPO компаний первого-второго эшелона – «если позитивные условия на рынке сохранятся». По оценкам «ВТБ капитала», около 10 компаний рассматривают возможность IPO (или re-IPO – доразмещения акций, которые присутствуют на бирже скорее формально), говорит соруководитель управления рынков акционерного капитала Борис Квасов. Осторожнее всех управляющий директор Сбербанка Антон Мальков: 3–4 сделки при хороших условиях.
Российские акции интересны инвесторам с точки зрения роста стоимости и дивидендной доходности, отмечает представитель биржи. В начале года индекс Мосбиржи обновил максимум. Для эмитентов это шанс воспользоваться окном возможностей и разместиться по справедливой цене, считает Ананьев: «Иными словами – монетизировать успехи своего бизнеса до завершения благоприятного цикла на российском рынке».
Руководитель управления инвестиционной стратегии «ВТБ капитала» Илья Питерский называет, за счет чего наш рынок растет с прошлого года: это снятие санкций с En+ и «Русала» и смягчение санкционной риторики США, улучшение дивидендной политики ряда компаний, снижение ставок ЦБ, ослабление торговой напряженности между США и Китаем и восстановление цен на нефть. После ралли в 2019 г. акции компаний развитых стран (в первую очередь США) выглядят относительно дорогими и фокус инвесторов в поисках доходности смещается на развивающиеся рынки, говорит аналитик «Газпромбанк управление активами» Илья Купреев.
«Выходящие на рынок эмитенты должны будут конкурировать за средства инвесторов с крупнейшими компаниями, у которых уже есть публичная история. Поэтому они должны иметь понятную стратегию развития, прозрачную дивидендную политику и качественное корпоративное управление», – предупреждает представитель биржи.
Наиболее интересными для инвесторов секторами в ожидании ускорения роста мировой экономики Купреев считает «циклические» отрасли – в первую очередь связанные с сырьем, а также технологический сектор, у компаний которого быстро растут финансовые показатели. «Мы не наблюдаем преобладания какой-то отрасли среди сделок, над которыми сейчас работаем, – говорит Квасов. – Качественные быстро растущие либо высокодоходные истории есть в разных отраслях». Определяющий критерий для инвесторов сейчас – «высокая вероятность раскрытия фундаментальной стоимости бизнеса в течение ближайших лет, а не рисковые инвестиции в перспективные, но малоизвестные организации третьего эшелона», считает Ананьев. По его мнению, до собственно размещения дело дойдет у крупных компаний и их структур.
Среди кандидатов на IPO «БКС экспресс» в предновогоднем обзоре упоминал, в частности, «Сибур», «Яндекс.Такси», Ozon, «Вкусвилл», компании из экосистемы Сбербанка (он отказался от комментариев). О возможности IPO сообщало более 15 компаний. Представитель Ozon напомнил прошлогодние слова гендиректора компании Александра Шульгина: компания может рассмотреть возможность IPO года через два. За это время компания должна значительно увеличить долю рынка и создать логистическую инфраструктуру в большинстве регионов. Softline не ответила на запрос, а близкий к ней человек назвал IPO «делом времени». «Мы думаем о размещении акций, но параметры возможного IPO и его сроки пока не определены», – ответил представитель «Вкусвилла». Представитель «Яндекс.Такси» отказался от комментариев. «Решение об IPO и его времени будут принимать акционеры, учитывая в том числе ситуацию на рынках», – заявил представитель «Сибура». «Мы внимательно следим за конъюнктурой, конкретные решения не приняты», – говорит совладелец Совкомбанка Сергей Хотимский. «Мы внимательно следим за рынком и не исключаем возможности размещения», – сказано в ответе GV Gold, но сроки возможного IPO представитель компании не обсуждает.
Для эмитентов из традиционных отраслей Квасов считает оптимальной площадкой Московскую биржу: «Сейчас она с точки зрения доступа к инвесторам сопоставима с Лондонской. Нью-йоркские площадки – это немного другая история, американским инвесторам наиболее интересны компании, связанные с технологиями и интернетом».
Окном возможностей наверняка воспользуются и публичные компании. В 2010–2019 гг. состоялось более 100 SPO российских эмитентов, напоминает Клетенков. SPO меньше зависят от рыночной ситуации и часто проводятся в формате ускоренных размещений, отмечает он: провести продажу небольшого пакета ликвидных акций компания или ее акционеры могут практически в любой момент, за исключением «тихих периодов» перед публикацией отчетности. А для IPO нужна благоприятная конъюнктура в течение достаточно продолжительного периода времени, говорит Клетенков: «Иными словами, успех IPO в равной степени определяется привлекательностью самой компании и благоприятным рынком, а успех SPO в большей степени зависит от первого фактора и в меньшей – от второго».
Газета «Ведомости» 16.01.2020