Письмо Банка России об отдельных вопросах, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания акционеров АО, избранием членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 мая 2019 г. N 28-4-1/2816

Департамент корпоративных отношений (далее — Департамент), рассмотрев письмо от 28.03.2019, сообщает, что предоставление (а также оказание содействия в предоставлении) юридических консультаций по запросам физических и юридических лиц к компетенции Банка России не относится. Вместе с тем Департамент направляет разъяснения законодательства Российской Федерации по поставленным в письме вопросам, которые носят общий характер и к соответствующим правоотношениям могут применяться только с учетом каждой конкретной ситуации и полного и всестороннего исследования обстоятельств.
1. В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены положения о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем. С учетом того что указанное решение принимается акционерами непубличного акционерного общества единогласно, каждый акционер имеет возможность оценить, обеспечат ли предлагаемые изменения право на участие в общем собрании акционеров и на получение информации о нем.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 149, пунктом 2 статьи 149.2 ГК РФ и статьей 29 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон N 39-ФЗ) право требовать от обязанного лица исполнения по бездокументарной ценной бумаге признается за лицом, указанным в учетных записях в качестве правообладателя. При этом из положений статьи 51 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ) следует, что правом на участие в общем собрании акционеров обладают лица, включенные в список, который формируется на соответствующую дату. Случаи, когда в такой список могут вноситься изменения, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
3. В соответствии с пунктом 2.29 Положения в бюллетене для голосования, которым осуществляется голосование по вопросу об утверждении устава общества в новой редакции, по вопросу об утверждении внутреннего документа общества, по вопросам об утверждении годового отчета общества, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества или иного документа общества, может содержаться ссылка на проекты устава общества в новой редакции, внутреннего документа общества, годового отчета общества, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества или иного документа общества, входящие в состав информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания. Включение в бюллетень для голосования текстов указанных документов в этом случае не требуется.
Соответственно, общество может включить в бюллетень для голосования ссылку на проекты документов, утверждаемых общим собранием акционеров, либо включить в бюллетень тексты таких документов.
При этом, поскольку пункт 2.29 Положения не устанавливает каких-либо требований к отображению в бюллетене для голосования ссылки на проект документа, утверждаемого общим собранием акционеров, такая ссылка может быть указана в бюллетене для голосования любым способом по усмотрению общества исходя из сложившейся в обществе практики подготовки и проведения общих собраний акционеров. Такая ссылка должна быть понятной для всех акционеров общества и однозначно указывать на проекты утверждаемых документов (например, содержать номер приложения в составе информации (материалов) либо адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), на которой размещен проект утверждаемого документа).
4. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 52 Закона N 208-ФЗ в сроки, указанные в пункте 1 статьи 52 Закона N 208-ФЗ, сообщение о проведении общего собрания акционеров доводится до сведения лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и зарегистрированных в реестре акционеров общества, путем направления заказных писем или вручения под роспись, если иные способы направления (опубликования) такого сообщения не предусмотрены уставом общества. При этом устав общества может предусматривать один или несколько способов доведения сообщения о проведении общего собрания акционеров до сведения лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и зарегистрированных в реестре акционеров общества, предусмотренных пунктом 1.2 статьи 52 Закона N 208-ФЗ.
Пунктом 3.2 Положения предусмотрено, что, в случае если уставом общества предусмотрено несколько способов доведения сообщения о проведении общего собрания, сообщение о проведении общего собрания может быть доведено обществом до сведения лиц, имеющих право на участие в общем собрании и зарегистрированных в реестре акционеров общества, любым выбранным ими способом из числа предусмотренных уставом общества, если сведения о выбранном ими способе доведения сообщения о проведении общего собрания содержатся в реестре акционеров общества в составе данных, содержащихся в анкете зарегистрированного лица.
Сообщение о проведении общего собрания доводится обществом до сведения лиц, имеющих право на участие в общем собрании и зарегистрированных в реестре акционеров общества, которые не выбрали ни один из предусмотренных уставом общества способов доведения сообщения о проведении общего собрания, тем способом, который предусмотрен уставом общества и определен советом директоров (наблюдательным советом) общества при подготовке к проведению общего собрания.
5. Пунктом 1 статьи 51 Закона N 208-ФЗ установлено, что список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется в соответствии с правилами законодательства Российской Федерации о ценных бумагах для составления списка лиц, осуществляющих права по ценным бумагам. Дата, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров общества, не может быть установлена ранее чем через 10 дней с даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 25 дней до даты проведения общего собрания акционеров, а в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 8 статьи 53 Закона N 208-ФЗ, — более чем за 55 дней до даты проведения общего собрания акционеров.
Требования к сроку составления списка лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, законодательством Российской Федерации не установлены. При этом согласно пункту 6 статьи 8.7-1 Закона N 39-ФЗ сведения для формирования списка лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, номинальный держатель, зарегистрированный в реестре, предоставляет держателю реестра не позднее установленной федеральными законами или нормативными актами Банка России даты, до которой должны быть получены бюллетени, требования и иные документы, свидетельствующие о волеизъявлении лиц, осуществляющих права по ценным бумагам.
Таким образом, список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не может предоставляться обществом для ознакомления по требованию лиц, включенных в этот список и обладающих не менее чем одним процентом голосов, до момента его полного формирования.
6. В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона N 208-ФЗ уставом общества может быть предусмотрено заполнение электронной формы бюллетеней лицом, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, на сайте в сети Интернет, адрес которого указан в сообщении о проведении общего собрания акционеров.
В случае если уставом общества предусмотрено заполнение электронной формы бюллетеней лицом, имеющим право на участие в общем собрании, на сайте в сети Интернет, в качестве такого сайта может использоваться сайт общества, регистратора общества или центрального депозитария (пункт 4.3 Положения). Указанная норма не исключает возможность одновременного использования для указанных целей более одного из указанных сайтов в сети Интернет. При этом исходя из пункта 4.7 Положения, в случае если общее собрание проводится с возможностью заполнения электронной формы бюллетеней на сайте в сети Интернет, регистрация лиц, принимающих участие в общем собрании указанным способом, осуществляется на сайте в сети Интернет, на котором заполняется электронная форма бюллетеня.
Обращаем внимание, что в случае определения советом директоров (наблюдательным советом) общества адреса (адресов) сайта (сайтов) в сети Интернет, на котором (которых) может быть заполнена электронная форма бюллетеней (подпункт 3 пункта 1 статьи 54 Закона N 208-ФЗ), акционерное общество должно обеспечить возможность участия в общем собрании акционеров указанным способом. Порядок взаимодействия акционерного общества, регистратора и центрального депозитария при заполнении электронной формы бюллетеней на сайте в сети Интернет в таком случае определяется по соглашению сторон.
7. В соответствии с пунктом 4.5 Положения в случае, если в непубличном обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций сто и менее счетная комиссия не создана, предусмотренные законом функции счетной комиссии выполняет лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) обществом, в том числе регистратор общества.
Департамент полагает, что регистратор вправе осуществлять функции счетной комиссии на общем собрании акционеров непубличного акционерного общества в случае, если условия договора с указанным обществом предусматривают осуществление таких функций на созываемых этим обществом общих собраниях акционеров и обществом не уполномочены иные лица на осуществление функций счетной комиссии.
При этом согласно пункту 4 статьи 97 ГК РФ исполнение функций счетной комиссии публичного акционерного общества осуществляется регистратором общества. Пунктом 1 статьи 56 Закона N 208-ФЗ также предусмотрено, что в обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии выполняет регистратор. Соответственно, обязанность по осуществлению функций счетной комиссии в указанных случаях установлена законодательством.
8. Согласно пункту 4.13 Положения перед началом обсуждения вопроса об избрании (образовании) органа общества, члены которого избираются кумулятивным голосованием, до сведения лиц, присутствующих на общем собрании, должна быть доведена информация о числе голосов, отданных за каждого из кандидатов, избираемых в состав органа общества кумулятивным голосованием, по бюллетеням, которые получены или электронная форма которых заполнена на сайте в сети Интернет, не позднее чем за два дня до даты проведения общего собрания.
При этом исходя из абзаца третьего пункта 1 статьи 60 Закона N 208-ФЗ к голосованию бюллетенями приравнивается получение регистратором общества сообщений о волеизъявлении лиц, которые имеют право на участие в общем собрании акционеров, не зарегистрированы в реестре акционеров общества и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах дали лицам, осуществляющим учет их прав на акции, указания (инструкции) о голосовании.
Таким образом, до сведения лиц, присутствующих на общем собрании, должна быть доведена вся установленная пунктом 4.13 Положения информация, полученная за два дня до даты проведения общего собрания.
9. Согласно пункту 7 статьи 8.4 Закона N 39-ФЗ лицо, которому открыт счет депо депозитарных программ, осуществляет право на участие в общем собрании акционеров по акциям, права в отношении которых удостоверяются ценными бумагами иностранного эмитента, при условии, что владельцы ценных бумаг иностранного эмитента и иные лица, осуществляющие права по ценным бумагам иностранного эмитента, дали указания голосовать определенным образом на общем собрании акционеров и российскому эмитенту предоставлена информация о таких лицах с указанием количества акций, права в отношении которых удостоверяются ценными бумагами иностранного эмитента, которыми владеет каждый из них.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 4.15 Положения, в случае если лицо, которому открыт счет депо депозитарных программ, проголосовало числом голосов, не соответствующим количеству акций, информация о котором была предоставлена обществу (регистратору общества) в соответствии с настоящим пунктом, указанные голоса не учитываются при подведении итогов голосования на общем собрании.
10. Как следует из пункта 5 статьи 49 Закона N 208-ФЗ, порядок принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания акционеров устанавливается уставом общества или внутренними документами общества, утвержденными решением общего собрания акционеров.
В соответствии с пунктом 4.17 Положения решение (решения) по порядку ведения общего собрания, проводимого в форме собрания, включая решения по вопросам избрания председательствующего на общем собрании (президиума общего собрания), определения времени для докладов по вопросам повестки дня и обсуждения вопросов повестки дня общего собрания, не должно приниматься способом, предусматривающим голосование путем направления заполненных бюллетеней, а также путем дачи указания (инструкции) клиентскому номинальному держателю и направления им сообщения о волеизъявлении акционера, если иное не предусмотрено уставом или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания. Уставом или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, может быть предусмотрен иной порядок принятия соответствующего решения.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 54 Закона N 208-ФЗ при подготовке к проведению общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) общества определяет форму и текст бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями, а также формулировки решений по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, которые должны направляться в электронной форме (в форме электронных документов) номинальным держателям акций, зарегистрированным в реестре акционеров общества.
Таким образом, по мнению Департамента, совет директоров (наблюдательный совет) общества не должен включать в бюллетень для голосования вопросы, касающиеся порядка ведения общего собрания акционеров, если такой способ голосования по указанным вопросам не установлен уставом или внутренним документом общества.
Также, в случае если это предусмотрено уставом или внутренним документом общества, решение (решения) по порядку ведения общего собрания акционеров, проводимого в форме собрания, может (могут) приниматься способом, предполагающим учет письменного мнения лиц, зарегистрированных для участия в общем собрании, проводимом в форме собрания, в частности, путем заполнения специального бюллетеня (в том числе в электронной форме) для голосования по вопросам избрания председательствующего на общем собрании (президиума общего собрания), определения времени для докладов по вопросам повестки дня и обсуждения вопросов повестки дня общего собрания, предоставляемого непосредственно во время проведения общего собрания акционеров.
Следует учитывать, что Закон N 208-ФЗ не относит к полномочиям счетной комиссии акционерного общества и регистратора, выполняющего функции счетной комиссии акционерного общества, проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. При этом счетная комиссия и регистратор, выполняющий функции счетной комиссии акционерного общества, осуществляют свои обязанности в соответствии с нормами Закона N 208-ФЗ и Положения, которые не предусматривают специальные требования к порядку определения кворума, подсчета голосов и подведения итогов голосования в случаях, предусмотренных пунктом 4.17 Положения.
По смыслу пункта 4 статьи 60 Закона N 208-ФЗ заполнение электронной формы бюллетеней лицом, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, на сайте в сети Интернет, адрес которого указан в сообщении о проведении общего собрания акционеров, может быть предусмотрено только уставами обществ, осуществляющих направление или вручение бюллетеней либо опубликование бланков бюллетеней в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 60 Закона N 208-ФЗ.
Учитывая требования подпунктов 6 и 9 пункта 1 статьи 54 Закона N 208-ФЗ, содержание электронной формы бюллетеня в части повестки дня и текста бюллетеня должно соответствовать бюллетеню для голосования на общем собрании акционеров, что исключает возможность голосования по вопросу о порядке ведения общего собрания, проводимого в форме собрания, в случае, если такой вопрос не включен в бюллетень для голосования на общем собрании акционеров.
При этом Департамент полагает, что лицам, зарегистрировавшимся для участия в общем собрании акционеров и принимающим в нем участие посредством заполнения электронной формы бюллетеней на сайте в сети Интернет, может быть предоставлена возможность голосования по вопросу о порядке ведения общего собрания.
11. Согласно пункту 4.22 Положения, в случае если голосование на общем собрании, проводимом в форме собрания, может осуществляться путем направления в общество заполненных бюллетеней для голосования по требованию лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в таком общем собрании, им выдаются бюллетени для голосования с отметкой об их повторной выдаче.
Таким образом, пункт 4.22 Положения регулирует порядок повторной выдачи бюллетеня для голосования на общем собрании акционеров, проводимом в форме собрания, и не устанавливает запрет на его выдачу при регистрации на таком собрании акционерам, права на акции которых учитываются по счету депо в депозитарии.
12. В соответствии с пунктом 4.24 Положения кворум общего собрания (кворум по вопросам, включенным в повестку дня общего собрания) определяется с учетом событий (действий), наступивших (совершенных) после даты, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании, и до даты проведения общего собрания.
Указанная норма предполагает учет любых событий (действий), предусмотренных пунктом 4.24 Положения, приводящих в том числе к изменению количества размещенных голосующих акций общества, к изменению состава акционеров общества и количества принадлежащих им голосующих акций, учитываемых при определении кворума общего собрания акционеров, наступивших (совершенных) после даты, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании, и до даты проведения общего собрания.
Поскольку во всех случаях, предусмотренных пунктом 4.24 Положения, акционерное общество является участником и (или) инициатором соответствующих правоотношений (событий, действий), оно обладает необходимыми сведениями о них. В отсутствие у акционерного общества достаточных сведений они могут быть запрошены у третьих лиц.
Для целей осуществления регистратором функций счетной комиссии акционерного общества Департамент полагает целесообразным для регистратора запрашивать сведения, которые должны быть учтены при осуществлении им функций счетной комиссии у акционерного общества и лиц, в отношении которых появились основания полагать о необходимости исключения принадлежащих им акций из кворума общего собрания акционеров общества. Кворум общего собрания акционеров определяется регистратором, осуществляющим функции счетной комиссии, с учетом информации и документов, представленных указанными лицами.
В случае непредоставления информации, необходимой для осуществления функций счетной комиссии, либо при наличии у регистратора противоречивых сведений, которые могут повлиять на осуществление им этих функций, регистратор должен руководствоваться требованиями Закона N 208-ФЗ и действующим уставом акционерного общества.
Пункт 2 статьи 57 Закона N 208-ФЗ предусматривает, что в случае передачи акций после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и до даты проведения общего собрания акционеров лицо, включенное в этот список, обязано выдать приобретателю доверенность на голосование или голосовать на общем собрании в соответствии с указаниями приобретателя акций, если это предусмотрено договором о передаче акций. Иной порядок реализации права на участие в общем собрании акционеров акционерного общества в случае передачи ценных бумаг после даты, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров общества, а также иные последствия такой передачи законодательством Российской Федерации не урегулированы.
13. Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 58 Закона N 208-ФЗ принявшими участие в общем собрании акционеров, проводимом в форме заочного голосования, считаются акционеры, бюллетени которых получены или электронная форма бюллетеней которых заполнена на указанном в сообщении о проведении общего собрания акционеров сайте в сети Интернет до даты окончания приема бюллетеней, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества при подготовке к проведению общего собрания акционеров в форме заочного голосования.
В соответствии с пунктом 4.29 Положения датой проведения общего собрания, проводимого в форме заочного голосования, является дата окончания приема бюллетеней для голосования.
Таким образом, при определении кворума и подведении итогов голосования следует учитывать бюллетени, поступившие в общество до даты окончания приема бюллетеней. При этом последним днем срока приема бюллетеней для голосования и заполнения их электронной формы на указанном в сообщении о проведении общего собрания акционеров сайте в сети Интернет является день, предшествующий дате окончания приема бюллетеней.
14. На основании пунктов 1 и 3 статьи 66 Закона N 208-ФЗ члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров кумулятивным голосованием на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Закона N 208-ФЗ кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, число которых не может превышать количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе выдвинуть акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, не позднее чем через 30 дней после окончания отчетного года, если уставом общества не установлен более поздний срок.
С учетом изложенного Департамент полагает, что решение о количественном составе совета директоров (наблюдательного совета) общества может применяться только при формировании состава совета директоров (наблюдательного совета) на собрании, следующем за общим собранием акционеров общества, на котором утвержден количественный состав совета директоров (наблюдательного совета), поскольку у всех акционеров должна быть возможность выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества в порядке, определенном статьей 53 Закона N 208-ФЗ.
Бюллетень для голосования на общем собрании акционеров, на котором должно быть принято решение об избрании совета директоров (наблюдательного совета), утвержденный при подготовке к нему, должен содержать сведения о выдвинутых для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) кандидатах.
Кроме того, с учетом возможности осуществлять голосование путем направления в общество заполненных бюллетеней не позднее двух дней до даты проведения общего собрания акционеров (статья 58 Закона N 208-ФЗ) акционеры должны знать количество кумулятивных голосов, которыми они обладают.
15. Пункт 1 статьи 63 Закона N 208-ФЗ предусматривает, что протокол общего собрания акционеров составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров в двух экземплярах.
В протоколе общего собрания акционеров указываются в том числе место и время проведения общего собрания акционеров, общее количество голосов, которыми обладают акционеры — владельцы голосующих акций общества, количество голосов, которыми обладают акционеры, принимающие участие в собрании, председатель (президиум) и секретарь собрания, повестка дня собрания, итоги голосования по вопросам, поставленным на голосование, и решения, принятые собранием.
Таким образом, по мнению Департамента, в случае если общее собрание акционеров не может быть проведено в связи с отсутствием необходимого кворума, этот факт оформляется путем составления протокола. В таком протоколе указывается информация, предусмотренная Законом N 208-ФЗ и Положением, а также причина, по которой общее собрание акционеров общества не состоялось.
При этом, учитывая, что в соответствии с пунктом 4 статьи 62 Закона N 208-ФЗ обязанность акционерного общества по направлению отчета об итогах голосования на общем собрании акционеров обусловлена необходимостью доведения до сведения лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, решений, принятых общим собранием акционеров, и итогов голосования на общем собрании акционеров, которые при отсутствии кворума для проведения общего собрания не принимаются и не подводятся, Департамент полагает, что в таком случае акционерное общество не обязано направлять отчет об итогах голосования.

___

примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 63 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ.

___
Также сообщаем, что пункт 3 статьи 63 Закона N 208-ФЗ, пункты 4.33, 4.39 и 4.40 Положения не предусматривают указание в протоколе общего собрания формулировок решений по вопросам повестки дня, не принятых общим собранием.
16. В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 85 Закона N 208-ФЗ в непубличном обществе создается ревизионная комиссия, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено ее отсутствие. В публичном обществе ревизионная комиссия создается в случае, если ее наличие предусмотрено уставом публичного общества. При этом Законом N 208-ФЗ не установлены требования к количественному составу ревизионной комиссии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ГК РФ, пунктом 2 статьи 11 Закона N 208-ФЗ акционерные общества действуют на основании уставов, требования которых обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.
Таким образом, избрание ревизионной комиссии в количестве, не соответствующем предусмотренному уставом общества, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем такой состав ревизионной комиссии общества считается неизбранным.
Согласно пункту 3 статьи 66 Закона N 208-ФЗ количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов. Для общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций общества более одной тысячи количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества не может быть менее семи членов, а для общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций общества более десяти тысяч — менее девяти членов.
Таким образом, избрание совета директоров акционерного общества в количестве, не соответствующем уставу общества, либо в условиях, когда количественный состав определяется решением общего собрания и при этом такое решение в обществе не принималось, противоречит требованиям пункта 3 статьи 66 Закона N 208-ФЗ и устава общества, в связи с чем такой состав совета директоров общества считается неизбранным.
17. Согласно пункту 4.31 Положения в случае, если одновременно с вопросом об избрании членов ревизионной комиссии общества, когда наличие ревизионной комиссии является для общества обязательным, в повестку дня общего собрания включены вопросы об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и (или) об образовании исполнительного органа общества, при подведении итогов голосования по вопросу об избрании членов ревизионной комиссии общества не учитываются голоса по акциям, принадлежащим кандидатам, которые были избраны в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества на должность единоличного исполнительного органа или в состав коллегиального исполнительного органа общества. При этом голоса по акциям, принадлежащим членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличному исполнительному органу и членам коллегиального исполнительного органа общества, полномочия которых были прекращены, учитываются при определении кворума и подведении итогов голосования по вопросу об избрании членов ревизионной комиссии общества.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 85 Закона N 208-ФЗ акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии общества.
Исходя из указанных выше требований Положения и Закона N 208-ФЗ акции, принадлежащие кандидатам, которые были избраны в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества, на должность единоличного исполнительного органа или в состав коллегиального исполнительного органа общества, не учитываются при определении кворума и голосовании по вопросу об избрании членов ревизионной комиссии общества.
18. Согласно пункту 4.35 Положения в протоколе об итогах голосования на общем собрании указывается в том числе число голосов по каждому вопросу повестки дня общего собрания, поставленному на голосование, которые не подсчитывались в связи с признанием бюллетеней недействительными или по иным основаниям. Таким образом, протокол об итогах голосования должен содержать сведения о числе голосов, которые не подсчитывались по всем основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
19. В соответствии с пунктом 4.36 Положения выписка из протокола общего собрания или из протокола об итогах голосования на общем собрании может быть подписана председательствующим на общем собрании и (или) секретарем общего собрания, лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа общества, или иным лицом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) обществом. Из указанной нормы не следует, что она распространяется только на случаи, когда функции счетной комиссии на общем собрании акционеров осуществляет счетная комиссия акционерного общества.
20. Пункты 4.39 и 4.40 Положения предусматривают перечень сведений, которые необходимо дополнительно указывать в протоколе общего собрания, протоколе счетной комиссии об итогах голосования на общем собрании и отчете об итогах голосования на общем собрании в случае, если в повестку дня общего собрания включен вопрос о согласии на совершение обществом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а также вопрос о внесении в устав общества изменений или дополнений (утверждении устава общества в новой редакции), ограничивающих права акционеров — владельцев определенного типа привилегированных акций, или вопрос о принятии решения, являющегося в соответствии с Законом N 208-ФЗ основанием для внесения в устав общества изменений или дополнений, ограничивающих права акционеров — владельцев определенного типа привилегированных акций.
Таким образом, в протоколе общего собрания, протоколе счетной комиссии об итогах голосования на общем собрании и отчете об итогах голосования на общем собрании, повестка дня которого содержит вышеуказанные вопросы, по соответствующим вопросам необходимо указывать информацию, предусмотренную как пунктами 4.33, 4.35, 4.37 Положения, так и пунктами 4.39 и 4.40 Положения.
21. Как следует из пункта 1 статьи 58 Закона N 208-ФЗ, общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества. При этом в случае, если повестка дня общего собрания акционеров включает вопросы, голосование по которым осуществляется разным составом голосующих, определение кворума для принятия решения по этим вопросам осуществляется отдельно (пункт 2 статьи 58 Закона N 208-ФЗ).
Таким образом, по мнению Департамента, в случае если Законом N 208-ФЗ предусмотрено, что решение по вопросу принимается единогласно всеми акционерами общества, кворум по такому вопросу имеется в случае, если в общем собрании принимают участие все акционеры общества. При этом с учетом пункта 4.12 Положения на общем собрании акционеров рассматриваются только вопросы повестки дня, по которым имеется кворум.
22. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 209-ФЗ) в обществах, в которых на день вступления в силу Закона N 209-ФЗ в соответствии с уставом общества избран ревизор, положения Закона N 208-ФЗ (в редакции Закона N 209-ФЗ) о ревизионной комиссии применяются к ревизору таких обществ.
Указанные в данных переходных положениях акционерные общества вправе самостоятельно решить вопрос о необходимости исключения из устава положений о ревизоре и включения в него положений о создании в обществе ревизионной комиссии. Наличие в таких обществах ревизора не будет являться нарушением требований Закона N 208-ФЗ, и такое общество вправе избирать в последующем (до внесения соответствующих изменений в устав) ревизора, применяя к нему положения Закона N 208-ФЗ о ревизионной комиссии.
При этом в случае принятия акционерным обществом решения о необходимости приведения своего устава в соответствие с требованиями статьи 85 Закона N 208-ФЗ необходимо внесение в него изменений, исключающих положения о ревизоре общества и включающих положения о ревизионной комиссии.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 47 Закона N 208-ФЗ вопрос об избрании ревизионной комиссии общества, если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным, должен решаться на годовом общем собрании акционеров. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Закона N 208-ФЗ кандидатов в ревизионную комиссию общества, число которых не может превышать ее количественный состав, вправе выдвинуть акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, не позднее чем через 30 дней после окончания отчетного года, если уставом общества не установлен более поздний срок.
Следовательно, в целях избрания на годовом общем собрании акционеров членов ревизионной комиссии изменения в устав акционерного общества в части замены положений о ревизоре положениями о ревизионной комиссии должны быть внесены до даты проведения годового общего собрания акционеров с учетом требований к порядку и срокам его подготовки, созыва и проведения.
Также обращаем внимание на то, что в случае принятия решения о формировании в обществе ревизионной комиссии и внесения изменений в устав количество членов ревизионной комиссии и компетенция ревизионной комиссии устанавливаются уставом общества. Законом N 208-ФЗ не установлены требования к количественному составу ревизионной комиссии.
Обращаем внимание, что Закон N 208-ФЗ не ограничивает возможность решения вопроса об отказе от формирования в акционерном обществе ревизионной комиссии и внесении соответствующих изменений в устав общества на годовом общем собрании акционеров, в повестку дня которого должен быть включен вопрос об избрании ревизионной комиссии. В этом случае Департамент рекомендует при подведении итогов голосования по вопросам повестки дня годового общего собрания акционеров сначала подводить итоги по вопросу, касающемуся положений устава о ревизионной комиссии, и, если решение по данному вопросу принято, по вопросу избрания новых членов ревизионной комиссии итоги голосования не подводить.

Начальник Управления
обеспечения прав инвесторов
Н.И.ПОРТНЯГИНА
27.05.2019

Вам может также понравиться...