Параграф 1. Понятие и формы реорганизации.

отрывок представлен в ознакомительных целях

РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ


Раздел первый: Реорганизация по российскому законодательству и законодательству стран Западной Европы.


Глава 1. Реорганизация по российскому законодательству.


Параграф 1. Понятие и формы реорганизации.


Понятие и формы реорганизации в действующем законодательстве

Общие положения о реорганизации юридических лиц и порядке ее осуществления предусмотрены ст. 57-60 ГК РФ. Гражданский кодекс также содержит ряд специальных норм, определяющих условия реорганизации отдельных видов юридических лиц: хозяйственных товариществ и обществ (ст. 68), обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92), акционерных обществ (ст. 104), производственных кооперативов (ст. 112), казенных предприятий (ст. 115) и др.

В ГК РФ нет специальной отсылки к законам об отдельных видах юридических лиц, определяющим особенности их реорганизации. В то же время ГК РФ предусматривает принятие ряда законов и иных правовых актов об отдельных видах юридических лиц. Так, в ст. 91 упоминается о законе об обществах с ограниченной ответственностью, в ст. 96 — о законе об акционерных обществах, в ст. 107 — о законе о производственных кооперативах, в ст. 113 — о законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В результате неясно, какие нормы являются общими и что может быть урегули
ровано специальными законами и иными нормативно-правовыми актами.

В ГК РФ и в иных законах отсутствует определение понятия «реорганизация». Однако, поскольку очевидно, что прекращение юридических лиц может происходить только путем ликвидации или реорганизации и, соответственно, речь идет о дихотомии, для определения понятия «реорганизация» можно использовать легальное определение ликвидации. Если сутью ликвидации признается «прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам» (ст. 61 ГК РФ), то отсюда, от противного, можно сделать вывод о том, что реорганизацией является прекращение юр
идического лица с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Реорганизация предполагает правопреемство (названное в ст. 129 ГК РФ универсальным), при котором переходят как права, так и обязанности. При этом общие нормы, регулирующие перевод долга, не действуют. Имеется в виду п. 1 ст. 391 ГК РФ, с его требованием о непременном согласии кредитора на такой перевод. Лишение кредитора права возражать против перевода его долга компенсируется специальными гарантиями, предоставляемыми кредиторам юридического лица при его реорганизации.

ГК РФ предусматривает пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование; Данный перечень является исчерпывающим. Суть каждой формы реорганизации выясняется как из ГК РФ, так и из специальных законов, посвященных отдельным видам юридических лиц.

Слияние означает прекращение двух или нескольких юридических лиц с переходом принадлежащих им прав и обязанностей к вновь созданному юридическому лицу. Под присоединением подразумевается прекращение юридического лица с переходом принадлежащих ему прав и обязанностей к другому юридическому лицу.

При разделении происходит прекращение юридического лица с распределением всех принадлежащих ему прав и обязанностей между вновь возникшими юридическими лицами.

Выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц означает, что к каждому вновь созданному лицу переходит часть прав и обязанностей, принадлежащих реорганизуемому юридическому лицу, без прекращения последнего.

При преобразовании юридического лица из одного вида в другой (изменении организационно-правовой формы) права и обязанности реорганизованного лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

На основании приведенных положений можно сделать вывод о том, что понятие реорганизации, а стало быть, и все связанные с реорганизацией нормы российского законодательства применимы только к тем случаям, когда обязательно происходит или прекращение юридических лиц (присоединение), или создание юридических лиц (выделение), или и то и другое одновременно (слияние, разделение и преобразование). Таким образом, под понятие «реорганизация» не подпадают случаи, при которых часть прав и обязанностей одного юридического лица передается другому, уже существующем
у юридическому лицу (своего рода «выделение с присоединением»), и случаи, при которых все права и обязанности прекращаемого юридического лица передаются двум или нескольким уже существующим юридическим лицам (своего рода «разделение с присоединением»). В то же время указанные операции экономически оправданы как способы оптимизации бизнеса, а по своему характеру соответствуют операциям, которые российское законодательство признает формами реорганизации.

Следует отметить, что действующее законодательство предусматривает определенные исключения и ограничивает возможности преобразования. Так, хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразоваться, соответственно, только в хозяйственные товарищества и общества другого вида либо в производственные кооперативы (ст. 68 ГК РФ). С учетом существенных различий в ответственности участников товарищества, общества и кооператива та же ст. 68 ГК РФ, защищая интересы кредиторов товарищества, устанавливает, что участники такого товарищества, при преобразовании его в общество или в кооператив, продолжают в течение двух лет после преобразования нести ответственность своим имуществом по долгам, которые перешли от товарищества к обществу или кооперативу.

Анализ законодательства не позволяет сделать однозначный вывод о возможности участия в реорганизации юридических лиц разных организационно-правовых форм, а также о возможности создания в результате слияния, разделения и выделения юридических лиц с иной организационно-правовой формой, нежели форма реорганизуемых юридических лиц. Неясно также, может ли, например, акционерное общество разделиться на общество с ограниченной ответственностью и производственный кооператив. Представляется, что такая возможность должна быть прямо предусмотрена в законодательстве, за исключением определенных случаев. Законом также должны быть предусмотрены особенности реорганизации в таких случаях.

Назад к книге.