Пакет законопроектов о защите и поощрении капиталовложений председатель Госдумы Вячеслав Володин назвал «по сути инвестиционным кодексом»
Он призван дать крупным инвесторам в российскую экономику гарантии неизменности базовых условий — от налогового режима до строительных процедур.
Первое чтение правительственного пакета законопроектов о СЗПК запланировано на 3 декабря. В понедельник проект обсуждался на парламентских слушаниях в корпоративном университете Сбербанка.
Механизм СЗПК должен запустить инвестпроекты на 30 триллионов рублей — эту сумму снова назвал на слушаниях первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов. Именно таков, по оценке правительства, примерный объем средств на счетах бизнеса, никак не задействованных в экономике.
Текущая версия документов предполагает два режима защиты инвестиций. Первый (общий, проектный, его можно считать своего рода «безусловным договором» между государством и сразу всем крупным бизнесом) — это трехлетний мораторий на изменение ставок налогов на прибыль, имущество и землю, а также регуляторных условий для инвестпроектов величиной от 5 миллиардов рублей. Второй режим — индивидуальный, для крупнейших инвесторов, он касается проектов от 10 миллиардов рублей. Подразумевается, что если регулирование за время действия СЗПК поменяется и от этого инвестиционный проект понесет потери, то инвестор получит компенсацию из бюджетных денег.
Текущее законодательство в сфере инвестиций сформировано в 1990-е годы либо в конце советского периода и больше не отвечает задачам развития, указал Володин. Темпы роста экономики недостаточны, признал он. Майский указ президента ставит цель к 2024 году добиться вхождения России в Топ-5 крупнейших экономик и обеспечить темпы роста выше мировых (то есть как минимум выше 3%). Минэкономразвития в базовом прогнозе ожидает роста экономики по итогам 2019 года на 1,3%, а в 2020 году — на 1,7%, откладывая более существенное ускорение на последующие два года (3,1-3,2%).
Володин также заявил о важности реализации в регионах как можно большего количества проектов на условиях государственно-частного партнерства. «Мы считаем, что этого можно достичь за счет тех средств, которые сегодня регионы должны возвращать федеральному бюджету. И предложили правительству, министерству финансов делать зачеты тем регионам, которые будут вкладывать эти средства в инфраструктуру, дороги, воду, газ, электроэнергию. Подводя эту инфраструктуру к предприятиям, которые могли бы бизнесом создаваться в регионах. Это и рабочие места, это и дополнительные начисления в бюджет», — подчеркнул Володин. Такие поправки будут внесены ко второму чтению законопроекта о федеральном бюджете.
Силуанов также допустил, что СЗПК может коснуться не только правительственных регуляторных решений, но также и решений Банка России (речь о крупных банковских инвестициях в первую очередь в высокотехнологичные проекты).
Предложенный вариант инвестиционного кодекса (скорее всего, он будет заметно доработан во втором чтении в Госдуме) — это еще один способ повысить уровень инвестиций. По плану, который утвердило правительство в прошлом году, к 2024 году они должны составить 25% ВВП (в 2018 году было 20,6%). Ранее глава минэкономразвития Максим Орешкин говорил, что достижение этой планки возможно при условии роста кредитования, инвестирования пенсионных накоплений и снижения оттока капитала.
По мнению главы Сбербанка Германа Грефа, привлекая внутреннего инвестора, не стоит забывать и об иностранных инвестициях. Причем в первую очередь здесь важен доступ не столько к капиталу, сколько к технологиям, уверен Греф.
Российская газета 19.11.2019