Отечественный финансовый рынок в настоящее время переживает качественную трансформацию

Заместитель Министра финансов Российской Федерации А.В. Моисеев в авторской статье для журнала «Финансы»: Инвестировать необходимо максимально осознанно

журнал «Финансы», №1, 2021 год

Наступает третье десятилетие XXI в. Этот символический переход в реальности совпал с качественными изменениями, которые все мы наблюдаем в экономике и обществе в целом.

Структурные изменения современной российской экономики стали результатом как внешних, так и внутренних вызовов. В связи с этим нашей ключевой задачей является своевременная адаптация к меняющимся условиям, достижение устойчивого экономического роста и роста доходов населения.

Читайте новости проекта «Законодательство & Инвестиции» через любимые соцсети: TelegramVKFB

Для успешной реализации поставленной задачи Правительством Российской Федерации разработан Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Одним из стратегических приоритетов, определенных в Едином плане, является развитие финансовых рынков путем стимулирования частных инвестиций, усиления защиты прав и интересов инвесторов, повышения инвестиционной и финансовой грамотности граждан, предоставления им упрощенного доступа к инвестиционным продуктам и финансовым инструментам.

Минфин России как орган, ответственный за выработку государственной политики в сфере финансовых рынков, считает развитие рынка капитала одной из своих важнейших задач, поскольку финансовый рынок является эффективным и прозрачным механизмом для перераспределения средств в экономике и для создания достоверных ценовых индикаторов, столь необходимых субъектам экономических отношений при принятии макро- и микроэкономических решений.

Отечественный финансовый рынок в настоящее время переживает качественную трансформацию. Ключевыми факторами этого процесса являются цифровизация сервисов и кратный прирост частных инвесторов. Это во многом взаимосвязанные процессы.

За 2020 г. брокерские счета открыло больше физических лиц, чем за все предыдущие годы. Количество индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) на Московской бирже уже превысило 3,2 млн. Объем средств на ИИС по итогам ноября 2020 г. составил 286 млрд руб. При этом доля фондированных ИИС пока не превышает 50%, средний размер брокерского ИИС составляет около 80 тыс. руб., а средний размер счета доверительного управления (ИИС-ДУ) – около 280 тыс. руб.

С одной стороны, приятно осознавать, что долгие и планомерные усилия финансовых регуляторов и финансовых посредников по привлечению частных инвесторов на рынок принесли столь ощутимые плоды. С другой стороны – лавинообразный приток частных инвесторов в значительной мере оказался для всех неожиданностью. Вызван он, по крайней мере, тремя факторами: смягчением денежно-кредитной политики, цифровыми технологиями, упростившими доступ частных лиц к торговле на финансовом рынке, и в немалой степени – агрессивным маркетингом финансовых посредников.

Частных инвесторов называют «новой силой российского рынка». И они действительно могут стать такой силой, которая формирует долгосрочные ресурсы для отечественной экономики, позволяет развивать наиболее важные для страны направления. Но для этого процесс инвестирования граждан должен быть максимально осознанным. Фондовый рынок не должен восприниматься как некий «Клондайк», на котором деньги сыплются с неба в неограниченных количествах.

Нам крайне важно уберечь инвесторов от разочарований, которыми чреваты завышенные ожидания, и перенаправить большую часть денежного потока в сторону инструментов, приносящих пользу отечественной экономике в долгосрочном плане, а также помочь гражданам осознанно формировать себе источники пассивного дохода и сместить фокус с сиюминутного потребления на долгосрочные финансовые цели.

Для достижения этой цели мы движемся сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, очень внимательно следим, чтобы права инвесторов – физических лиц были всесторонне защищены, чтобы им предлагались только соответствующие их риск-профилю продукты. К сожалению, в погоне за сиюминутной прибылью финансовые посредники нередко практикуют так называемый мисселинг (mis-selling, букв. – неправильная продажа) – недобросовестную практику продаж финансовых продуктов без предоставления полной, достоверной и понятной информации об условиях финансового продукта, сопутствующих рисках, стоимости продукта и иных существенных условиях. Как правило, с этим сталкиваются граждане при попытке использования сложных структурных продуктов (в том числе инвестиционного страхования жизни), доходность и возвратность по которым зависят от многих факторов. Также при использовании данных продуктов возникает «миспрайсинг» – это явление, когда гражданин получает услугу по цене, значительно отличающейся от реальной. Минфин России и Банк России получают достаточное количество жалоб от граждан в связи с распространением подобных практик. С учетом количества новичков на финансовом рынке борьба с подобными недобросовестными практиками вышла сейчас для нас, регуляторов, на первый план.

Одновременно работаем над недискриминационным доступом для граждан к финансовым услугам. Этому способствуют: принятие законодательных актов об инвестиционных и финансовых цифровых платформах, где инвесторы могут сравнивать и выбирать финансовые продукты различных производителей; появление института инвестиционных консультантов; внедрение фидуциарных стандартов для финансовых посредников. Мы будем пресекать любые недобросовестные или неэтичные практики профессиональных участников рынка, чтобы они в погоне за краткосрочной прибылью не подталкивали инвесторов к инвестированию в неподходящие продукты.

Конечно, наиболее значимым событием истекшего года в плане защиты розничных инвесторов можно считать принятие закона о категоризации инвесторов. Законом установлены ряд требований для признания физического лица квалифицированным инвестором, а также перечень разрешенных для инвестирования инструментов в зависимости от отнесения лица к определенной категории (квалифицированному или неквалифицированному инвестору). При этом предусматривается, что ряд инструментов неквалифицированный инвестор сможет приобрести только после прохождения тестирования на понимание различий инструментов, сделок, в отношении которых проводится тестирование, а также на понимание присущих им рисков.

Во-вторых, Минфин России совместно с другими органами исполнительной власти работает над повышением доступности финансовых инструментов для различных категорий инвесторов, а также способствует расширению номенклатуры инвестиционных инструментов, в частности для того, чтобы социально значимые инфраструктурные проекты, а также социально ответственные «зеленые» проекты могли финансироваться с участием рынков капитала. Так, Минфином России совместно с Минстроем России и АО «ДОМ.РФ» прорабатывается механизм использования облигаций для финансирования инфраструктуры для жилищного строительства. Данный механизм предусматривает выпуск и размещение специализированным обществом проектного финансирования АО «ДОМ.РФ» (далее – СОПФ) облигаций («инфраструктурные облигации») на фондовом рынке с последующим направлением выручки от размещения облигаций либо застройщикам в виде инфраструктурных займов, либо субъектам Российской Федерации путем выкупа их собственных облигаций со стороны СОПФ.

Также в целях создания системных условий для модернизации устаревших технологий и притока «зеленых инвестиций» разрабатывается план мероприятий по определению стимулирующих мер, способствующих созданию инструментов финансирования устойчивого («зеленого») развития. Планируется определить критерии проектов, направленных на устойчивое («зеленое») развитие, а также установить требования к верификации таких проектов.

Минфином России разработан и активно продвигается законопроект, направленный на выравнивание норм налогового законодательства в отношении корпоративных еврооблигаций, выпущенных российскими эмитентами (или их SPV – компаниями специального назначения) в России и за рубежом, чтобы стимулировать российских эмитентов осуществлять заимствования на внутреннем рынке.

Отдельная тема – развитие долгосрочного кредитования корпоративных заемщиков. Рассматриваются различные подходы, в том числе возможность учета рейтингов национальных рейтинговых агентств при расчете риск-весов корпоративных заемщиков. Национальные рейтинги в целом достаточно качественные и вполне позволяют провести полноценную верификацию вероятностей дефолта различных компаний.

Совсем недавно на отечественном рынке появился новый продукт – корпоративные бессрочные, или, как их еще называют, «вечные» облигации.

Первопроходцем выступило ОАО «РЖД». Выпуск бессрочных облигаций ОАО «РЖД», безусловно, стал заметным событием на фондовом рынке. «Вечные» облигации интересны как пассивным инвесторам, которые могут рассчитывать на стабильные поступления денег в неограниченный период времени, так и эмитентам, которым требуются средства для инвестиционных целей без лишней долговой нагрузки.

Минфином России разработан законопроект, предоставляющий право квалифицированным инвесторам – физическим лицам приобретать «бессрочные облигации», номинал которых равен или превышает 1 млн руб. Данная норма позволит увеличить спрос на облигации без срока погашения при первичных размещениях, создаст поддержку ликвидности данного инструмента и одновременно пополнит инструментарий квалифицированных инвесторов новым доходным и надежным инструментом.

В текущем году совместно с Банком России планируем довести до конца работу по расширению возможностей инвесторов, использующих ИИС типа «Б». Рассматривается возможность увеличения предельно допустимой суммы ежегодного взноса на ИИС с 1 до 3 млн руб., а также возможность изъятия инвестором части денежных средств, учитываемых на ИИС, без закрытия счета и потери налоговых льгот. Предполагается также предусмотреть меры поддержки инвесторов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Эти законопроекты сейчас проходят стадию межведомственного согласования, а также согласования с регионами России. По нашим оценкам, высока вероятность принятия их в текущем году.

Также совместно с Банком России в дополнение к двум существующим типам ИИС прорабатывается возможность создания ИИС третьего типа, который будет рассчитан на инвестиции на срок от 10 лет. Этот инструмент позволит развивать долгосрочные розничные инвестиции, чтобы в большей степени покрыть потребности российских компаний в долгосрочном рыночном финансировании. Прорабатывается возможность предоставления налоговых вычетов для инвесторов, которыми они смогут воспользоваться по истечении 10 лет владения счетом, выбрав для себя удобный вариант оформления вычета: на ежемесячно вносимую сумму через работодателя, но не более 6% от дохода, или на самостоятельно размещенную сумму, но не более 120 тыс. руб. в год.

В конце сентября 2020 г. Минфин России подготовил проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации с целью введения упрощенной процедуры получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Действующий в настоящее время механизм получения налоговых вычетов предполагает подачу налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) с подтверждающими право на вычеты документами по итогам налогового периода и возврат суммы удержанного за год НДФЛ.

В условиях цифровизации экономики видится, что существующий механизм получения налоговых вычетов не оправдывает временных ожиданий физических лиц, связанных с возвратом сумм НДФЛ.

Устанавливаемый законопроектом упрощенный порядок получения указанных налоговых вычетов предполагает бесконтактное взаимодействие налогоплательщиков – физических лиц с налоговыми органами посредством использования интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и автоматизированную проверку налоговым органом права налогоплательщика на получение налогового вычета за счет использования возможностей автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы.

К слову, о цифровизации. Как уже было отмечено ранее, одну из ключевых ролей в развитии финансового рынка сыграла цифровизация сервисов. Финансовыми институтами разработаны десятки качественных приложений, позволяющих совершать финансовые операции и отслеживать поведение инвестиционных портфелей, не прилагая к этому практически никаких усилий, появляются все новые интересные аналитические продукты, информационные каналы, блоги/влоги и так далее.

Но это лишь одна сторона цифровизации. По-настоящему революционным изменением, роль которого пока еще сложно до конца осмыслить, можно считать появление технологии распределенных реестров (блокчейн). Применение этой технологии может принципиально поменять весь привычный нам ландшафт финансового рынка.

Последние годы Правительством Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации проводится последовательная работа по внедрению цифровых технологий в разные аспекты деятельности, включая финансовый рынок. Работа над определением статуса цифровых технологий в финансовой сфере и их основных понятий (включая криптовалюту) велась в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере. В соответствии с данным поручением 31 июля 2020 г. принят Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон определяет понятия и статус цифровых финансовых активов и цифровой валюты (криптовалюты), а также устанавливает запрет на получение на территории Российской Федерации цифровой валюты в качестве платы за товары (работы, услуги).

В октябре 2020 г. Правительством Российской Федерации утвержден План мероприятий по ускоренному внедрению в финансовый сектор онлайн-технологий, предусматривающий обеспечение возможности дистанционного оказания кредитными и иными финансовыми организациями большинства услуг, в том числе связанных с заключением кредитных договоров, обеспеченных ипотекой. Особое внимание отводится закреплению в законодательстве института цифрового профиля и установлению порядка его использования, в том числе при предоставлении финансовых услуг, совершенствованию регулирования деятельности кредитных организаций по сбору биометрических персональных данных и проведению удаленной биометрической идентификации, а также совершенствованию IТ-инфраструктуры банков в части информационной безопасности при использовании сведений из Единой биометрической системы.

Реализация предусмотренных Планом мероприятий обеспечит возможность получения гражданами цифровых финансовых услуг, позволит снизить издержки участников финансового рынка и повысить доступность финансовых услуг, в том числе ипотечных кредитов, для населения.

Резюмируя, можно сказать, что мы смотрим на развитие финансового рынка как на укрепление фундамента для будущего роста экономики. Обширная и устойчивая база отечественных инвесторов создаст стимул к развитию компаний с перспективными инвестиционными проектами в условиях рыночной конкуренции. Сегодня сложились все предпосылки для того, чтобы отечественный финансовый рынок шагнул на новую ступень своего развития и стал по-настоящему эффективным механизмом инновационного развития экономики.

Минфин России 16.02.2021

Вам может также понравиться...