Новое регулирование криптовалют в ЕС может поставить криптоактивы на один уровень с традиционными финансовыми продуктами

Европейская комиссия на прошлой неделе опубликовала Пакет по развитию цифровых финансов, состоящий из Стратегии развития цифровых финансов и законопроектов по регулированию криптоактивов и мер по обеспечению кибербезопасности. Обновление подхода к регулированию криптовалют нашло свое отражение в документе Markets in Crypto-assets (MiCA), который выражает позицию Еврокомиссии по криптоактивам и закладывает основу изменения локальной регуляторной среды стран ЕС.

Согласно позиции ЕС, новый законопроект, который дополняет существующее регулирование в области криптоактивов, прежде всего нужен для предотвращения фрагментации регулирования, которая создает лазейки для мошеннических действий.

В соответствии с MiCA основными целями проекта являются:

  • обеспечение юридической определенности для содействия безопасному развитию криптовалют, в том числе для снижения рисков ухудшения финансовой стабильности стран вследствие использования криптовалют, а также технологий распределенного реестра (digital ledger technologies – DLT),
  • поддержка развития инноваций и честной конкурентной среды путем создания основы для развития услуг в области криптоактивов и их эмиссии;
  • создание эффективной системы по защите прав потребителей и инвесторов.

Необходимо отметить, что данный акт нивелирует ранее установленные нормативные препятствия в части выпуска и торговли криптоактивами, которые классифицируются как финансовые инструменты, при сохранении принципа технологической нейтральности, то есть свободы выбора потребителями наиболее подходящих технологий для своих нужд, а также расширяет возможности по привлечению финансирования за счет ICO (Initial Coin Offering) и STO (Securities Token Offerings) для компаний. Особое внимание также уделяется формированию базы для противодействия мошенническим действиям с криптоактивами и недобросовестным практикам.

Основные новации проекта:

1. MiCA устанавливает гармонизированную систему основных понятий, относящихся к криптодеятельности. Так, например, будут определены понятия криптоактивов, токенов, предоставляющих доступ к услугам (utility tokens), токенов, привязанных к активам (asset-referenced tokens) или к денежным средствам (e-money tokens). Asset-referenced tokens и e-money tokens – это фактически стейблкоины (stablecoins), по которым до публикации проекта позиция многих стран ЕС не была определена.

Таким образом, стейблкоинами признаются криптоактивы, которые могут быть использованы как средство платежа и которые подвержены меньшим колебаниям, чем обычная криптовалюта. Цена стейблкоина привязана к стоимости одной или нескольких валют, активам или другим криптовалютам.

2. Вследствие особенностей выпуска и разного уровня рисков, которые возникают при использовании цифровых валют разных типов, проект директивы отделяет требования по размещению и продвижению криптоактивов и токенов, предоставляющих доступ к услугам, от стейблкоинов. В отличие от первых двух типов криптоактивов регуляторная нагрузка на компании, работающие со стейблкоинами, будет существенной. Основные различия в требованиях заключаются в необходимости получения определенной лицензии эмитентами, согласования выпуска стейблкоинов и white paper (информационный документ) с локальными компетентными органами. Кроме этого, определены требования к капиталу, размещению резервов в финансовых институтах отдельно от собственных средств эмитентов, раскрытию информации, наличию дополнительного резерва капитала, размер которого в проекте не уточнен, а также к созданию необходимой контрольной среды, в том числе в рамках управления конфликтом интересов. Также вводятся дополнительные требования отдельно для эмитентов asset-referenced tokens и e-money tokens.

В целом, законопроект запрещает использовать стейблкоины в каких-либо других целях кроме как средство платежа, и, следовательно, какой-либо процентный доход по ним не предусмотрен.

Определены дополнительные требования для «значимых» стейблкоинов, которые могут быть использованы в обменных операциях и выступать средством платежа при трансграничных расчетах в большом объеме.

На определение «значимой» валюты влияют следующие факторы:

  • объем клиентской базы, что было, скорее всего, перенято из особенностей стейблкоинов Libra, выпущенных Facebook;
  • объем выпуска или рыночная капитализация стейблкоинов;
  • количество совершаемых транзакций и их стоимость, в том числе при совершении трансграничных платежей;
    взаимозависимость между деятельностью эмитента и финансовой системы.

Для мониторинга за совершением операций с ними предполагается создание коллегиального органа, в состав которого войдет в том числе Европейское банковское управление, при этом затраты по его содержанию лягут на эмитентов.

3. Следующая новация перекликается с требованиями, установленными в Директиве о платежных услугах (Payment Services Directive, так называемая PSD2): услуги могут предоставлять только юридические лица, имеющие зарегистрированный офис в ЕС и признанные провайдерами услуг в области криптоактивов, в соответствии с MiCA. Получив регистрацию в одной из юрисдикций ЕС, они смогут предоставлять услуги по всему союзу. В проект документа также были включены дополнительные требования для компаний, предоставляющих определенные типы услуг: депозитарные услуги, услуги оператора криптоплатформы, оператора обмена криптовалют и так далее. Интересен тот факт, что в отличие от европейского законодательства по рынкам капитала MiCA не определяет особый режим для провайдеров услуг из стран, не входящих в ЕС. Если эти услуги предоставляются резидентам ЕС по их личной инициативе, регистрация провайдеров на территории не требуется, но если провайдер сам заинтересован в продвижении услуг в ЕС, он должен быть зарегистрирован в соответствии с требованиями, относящимися к поставщикам услуг в области криптоактивов ЕС.

4. Устанавливаются требования по противодействию манипулированию рынком для компаний, ведущих деятельность с криптоактивами, которые разрешены к торговле на платформах (площадках). Они предусматривают раскрытие инсайдерской информации, запрет инсайдерской торговли, а также запрет на совершение действий, приводящих к манипулированию рыночными показателями.

Можно сказать, что MiCA стал первым законодательным актом, описывающим все возможные аспекты крипторегулирования в соответствии с текущими тенденциями рынка. Он может поставить криптоактивы на один уровень с традиционными финансовыми продуктами. Не следует отрицать, что для стартапов стоимость соблюдения требований будет достаточно высокой и это потребует от них заблаговременно оценивать свои возможности по выходу на крипторынок или поддержанию присутствия на нем. Особенно это касается эмитентов стейблкоинов, регуляторные требования к которым намного выше. Предпосылками такого подхода стала растущая роль этого типа криптоактивов и возможность их становления как основного конкурента национальных валют.

VTimes 29.09.2020

Вам может также понравиться...