Минфин получит возможность размещать ОЗФ для населения через маркетплейс, расширив возможности частных инвесторов
Соответствующие изменения внесены в профильный законопроект. Продажи народных облигаций пока идут плохо, но эксперты считают, что и маркетплейс не даст Минфину существенного роста спроса: нужно кардинально решать проблему привлекательности бумаг.
“Ъ” ознакомился с поправками в закон о совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы («О маркетплейсе»), а также в сопутствующие нормы, которые готовятся ко второму чтению.
В частности, предлагается разрешить центральному депозитарию (ЦД) в рамках маркетплейса совершать гражданско-правовые сделки с государственными ценными бумагами по поручению эмитента таких облигаций. Такие операции ЦД разрешено совершать без лицензии на осуществление брокерской деятельности. Президент Национальной финансовой ассоциации (НФА) Василий Заблоцкий отметил, что был уточнен пункт о том, что ЦД выступает агентом эмитента госбумаг. Соответственно, говорит он, бумаги смогут размещаться без брокера — по агентскому договору с ЦД. Это фактически открывает возможность размещения через платформу ОФЗ для населения. Представитель Минфина подтвердил “Ъ”, что после принятия закона министерство будет готово протестировать такую возможность.
Проект маркетплейса ЦБ совместно с участниками рынка начал развивать в конце 2017 года. В 2019 году планировалось принять необходимые поправки к законодательству и запустить три платформы (по вкладам, облигациям и паям ПИФов). Летом прошлого года законопроект о маркетплейсе был принят Госдумой в первом чтении, после чего работа над ним затормозилась. В конце 2019 года в Банке России приняли решение о перераспределении полномочий между начальниками департаментов. Глава департамента рынка ценных бумаг Лариса Селютина должна сконцентрироваться на инфраструктуре фондового рынка, в частности на маркетплейсе (см. “Ъ” от 15 января). Одновременно стало известно, что Московскую биржу покидает член правления Анна Кузнецова, которая курировала проект (см. “Ъ” от 20 января). Московская биржа отвечает за пилотную платформу по вкладам, ОФЗ-н и страховым полисам. Глава Московской биржи Юрий Денисов тогда говорил, что коммерческий запуск платформы ожидается в этом году.
Сейчас Минфин размещает народные облигации через четыре банка-агента: Сбербанк, ВТБ, Почта-банк и Промсвязьбанк. Чтобы купить облигации, гражданин должен в одном из этих банков открыть брокерский счет. При размещении облигаций через маркетплейс гражданину будет открываться счет в центральном депозитарии — Национальном расчетном депозитарии (НРД, на 100% принадлежит Московской бирже).
Минфин заинтересован в расширении предложения народных облигаций. Еще в 2018 году тогда премьер Дмитрий Медведев поручил увеличить объем размещения ОФЗ-н до 100 млрд руб. в год. Однако за четыре последних месяца прошлого года размещена лишь половина четвертого выпуска на 7,7 млрд руб. За неполные два месяца этого года размещены облигации пятого выпуска всего на 1,1 млрд руб. Между тем госбанки размещают среди частных инвесторов собственные облигации на 3–5 млрд руб. порой за один день.
Но эксперты сомневаются, что размещение через маркетплейс серьезно увеличит спрос на народные облигации. По словам брокера по работе с ключевыми клиентами «БКС Брокер» Сергея Дроздова, это социальный проект, переходный шаг между депозитами и фондовым рынком: человек покупает бумагу и держит до погашения. «Нужна социальная реклама, среднестатистический россиянин даже не знает о таком способе инвестиций, и банки не стремятся о нем рассказать»,— говорит он. Руководитель аналитического отдела «Финама» Алексей Ковалев также отмечает, что не видно особой заинтересованности Минфина в популяризации инвестирования в облигации. По его словам, инвестору проще купить обычные ОФЗ с длинным сроком погашения и с большей доходностью, поскольку данный инструмент можно продать на бирже в любой момент.
Газета «Коммерсантъ» №31 20.02.2020