Минфин планирует повысить эффективность управления госимуществом за счёт централизации полномочий Госкомпании передадут в одни руки
Росимущество сможет влиять на деятельность госкомпаний от имени государства самостоятельно, без вмешательства отраслевых министерств, которые в иных случаях полностью перетягивают на себя одеяло, снижая эффективность менеджмента. В Минфине убеждены, такая концентрация управления госкомпаниями у одного федерального органа исполнительной власти, который одновременно является и акционером, и отраслевым регулятором, способствует возникновению конфликта интересов, что мешает долгосрочным целям деятельности акционерного общества. Соответствующий проект постановления Правительства Минфин разместил на портале проектов нормативных актов.
От Госуправления до госимущества
Тема запуска реформы государственного управления в публичной плоскости муссируется не первый день, и на разных уровнях власти имеет своих сторонников, чьи доводы с каждым годом только лишь подкрепляются здравой аргументацией. К примеру, глава Счётной палаты Алексей Кудрин заявил в 2018 году на Московском финансовом форуме, что государство должно меняться и показывать хороший пример всей стране. Особый акцент он сделал на избавлении от дублирующих функций государственных органов.
Годом позже его поддержал глава Сбербанка Герман Греф на XXIII международном конгрессе организации ИНТОСАИ. Он сказал, что четвёртая промышленная революция привнесла в жизнь большое количество новых технологий, поставив все государства перед необходимостью провести первую революцию государственного управления.
Министр финансов Антон Силуанов в былые времена от темы также не уклонялся, но был более сдержан в оценках. Теперь позиция ведомства в этом вопросе обозначилась довольно чётко. В опубликованном проекте постановления кабмина излагается способ повышения эффективности управления госимуществом за счёт серьёзной оптимизации процесса.
Как следует из сопроводительных документов, нормы положения об управлении акциями госкомпаний не во всех случаях работают на результат. Росимущество, наделённое государством правом действовать от его лица по согласованию с федеральным министерством либо федеральным органом исполнительной власти, в иных случаях повлиять на деятельность компаний не в силах. Потому что существует множество исключений в применении данной нормы, когда в отношении ряда крупных акционерных обществ (таких как Росагролизинг, ГТЛК, Корпорация развития Северного Кавказа, курорты Северного Кавказа и др.) права акционера от имени РФ осуществляются отраслевыми федеральными органами исполнительной власти самостоятельно.
По мнению Минфина, такая концентрация управления госкомпаниями у одного министерства, которое одновременно является и акционером, и отраслевым регулятором, способствует возникновению конфликта интересов при принятии решений, «которые могут не в полной мере соответствовать принципам и долгосрочным целям деятельности акционерного общества».
Что предлагается сделать
Для более эффективной реализации государством прав акционера необходимо чёткое разделение процессов, считают в Минфине. Авторы проекта предлагают пересмотреть действующую систему управления госкомпаниями, передав бразды правления Росимуществу (за исключением тех АО, в которых государство представляют Минобороны, управделами Президента РФ и Минфин).
Проектом постановления также предлагается оптимизировать перечень вопросов, в отношении которых Росимущество обязано выдавать директивы представителям интересов РФ в совете директоров госкомпании, сократив их и исключив вмешательство федеральных органов исполнительной власти в операционную деятельность акционерных обществ.
В настоящее время в отношении госкомпаний действует 49 директив, из которых лишь часть оказывает положительное воздействие на развитие практики корпоративного управления, стратегическое планирование и повышение прозрачности системы закупок. При этом часть директив дублируют и иногда противоречат друг другу, часть не соответствуют специфике деятельности обществ или прямо противоречат их бизнес-интересам.
В связи с этим проектом постановления предлагается ввести механизм «директивной гильотины», наделив Минфин правом представлять в Правительство предложения об изменении положений ранее выданных директив или их отмене, подготовленные на основе предложений Росимущества.
Эффективность измеряется рублем
Тему повышения эффективности деятельности госкомпаний не следует понимать отвлеченно. Это насущная необходимость, которая выражается в конкретных цифрах миллиардных убытков государства. Самый яркий пример — Роскосмос.
Госкорпорация в 2017 году вышла в лидеры по масштабам финансовых нарушений. Как сообщал ранее Алексей Кудрин, помимо нерациональных трат, всевозможных нарушений дисциплины там во всю нарушались правила проведения процедуры закупок, завышались цены, а на недостроенных объектах оставалось очень много «омертвлённых средств». Ну а кроме того, как пояснял глава Счётной палаты, несколько миллиардов рублей было утрачено — «то есть, по сути, своровано».
Напомним, в 2017 году Счётная палата выявила 151 нарушение в работе Роскосмоса на общую сумму 785,5 миллиарда рублей. По результатам проверок были открыты уголовные дела. По итогам проведённых ведомством контрольных мероприятий погашена задолженность Роскосмоса перед бюджетом в размере 47 миллиардов рублей.
В прошлом году Счётная палата проверила другую госкомпанию — «Курорты Северного Кавказа», которая создавалась для развития нескольких курортов в Ингушетии, Дагестане, Чеченской Республике, Северной Осетии. Здесь тоже возникли вопросы.
Аудиторы отмечают, что концепция создания туристического кластера предполагала строительство всесезонных круглогодичных горнолыжных курортов мирового уровня с ежегодным туристическим потоком к 2020 году до двух миллионов человек в год, создание более 160 тысяч рабочих мест и ежегодное дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней порядка 200 миллиардов рублей. Но эти цели достигнуты не были.
При этом общий объём финансирования туристического кластера составил, по данным Счётной палаты, 31,8 миллиарда рублей, из них 31,4 миллиарда рублей — это взнос из федерального бюджета в уставный капитал акционерного общества «Курорты Северного Кавказа». Объём привлечённых за счёт резидентов инвестиций оказался чуть выше двух миллиардов рублей — это всего 6,6 процента от объёма бюджетных вложений.
Напомним, после резкой критики в 2013 году главы совета директоров КСК Ахмеда Билалова со стороны президента Владимира Путина и членов Правительства тот оставил пост и покинул страну.
Парламентская газета 26.05.2020