Минэкономики подготовило новую концепцию развития оценочной деятельности в России.
Ведомство планирует создать апелляционный орган для жалоб на оценщиков, повысить их имущественную ответственность и внести штрафные санкции в КоАП. Сами оценщики жалуются на презумпцию виновности и видят за этой инициативой руку ЦБ, борющегося с искусственным раздуванием банковских активов. При этом предложения Минэкономики на рынке считают противоречивыми и надеются сохранить саморегулирование отрасли, хотя в последние годы это мало кому удавалось.
Минэкономики планирует кардинально реформировать рынок оценочной деятельности. Ведомство намерено пересмотреть основной закон об оценке — 135-ФЗ — ради борьбы с недобросовестными игроками этого рынка. Как следует из презентации министерства (есть у “Ъ”), оно намерено повысить ответственность оценщиков и их саморегулируемых организаций (СРО), ужесточить требования к оценочным компаниям и расширить права заказчиков оценки и экспертизы. В частности, как пояснил “Ъ” замглавы Минэкономики Илья Торосов, на базе совета по оценочной деятельности при министерстве планируется создать апелляционный орган для оспаривания решений по жалобам на СРО — он сможет применять дисциплинарные меры к оценщику и СРО, признавать недостоверным экспертное заключение и аннулировать квалификационный аттестат оценщиков (сейчас потребители могут обжаловать результаты проверки только в СРО). Надзор за исполнением решений апелляционного органа предлагается поручить Росреестру. Другие изменения касаются внесения в закон нормы о возмещении убытков и стоимости самой некачественной оценки и экспертизы (даже необязательных), механизма выплат из компенсационного фонда СРО, поправок в КоАП о штрафах для СРО и повышения требований к оценочным компаниям, особенно при оценке муниципальной и госсобственности (подробнее см. «Ъ-Онлайн»). Проект планируется внести в правительство в декабре, а в феврале 2020 года он должен дойти до Госдумы.
Ранее о «затяжном системном кризисе» оценки из-за недобросовестной конкуренции говорили эксперты, а ЦБ не исключал, что оценщики могут перейти под его контроль по аналогии с аудиторами. Минэкономики же в последние годы утратило ряд полномочий (такие как регулирование госзаказа и закупок госкомпаний), поэтому проявляет интерес к их расширению, среди последних примеров — попытки унификации торгов имуществом.
В профессиональном сообществе оценщиков говорят о необходимости обсуждения и апробации предлагаемых мер. По мнению главы СРО оценщиков «Экспертный совет» Алексея Каминского, они искусственны: жалобы на СРО, которые мог бы рассматривать апелляционный орган, крайне редки. В Минэкономики “Ъ” сообщили, что с 2016 года по первое полугодие 2018 года в Росреестр подано в общей сложности 81 заявление о нарушениях со стороны СРО, ведомство провело 28 внеплановых проверок и направило 20 предписаний об устранении нарушений.
Сложная конструкция, которую предлагает Минэкономики, подразумевает переделку всего 135-ФЗ и содержит массу противоречий, отмечает господин Каминский. «Совещательный орган будет принимать решения, обязательные к применению. Сначала они убирают экспертизу как обязательную функцию СРО, а затем предлагают лишать права заниматься ею на добровольной основе при выявлении нескольких некачественных экспертиз. Чтобы оценщик нес имущественную ответственность, он не должен быть связан трудовыми отношениями с организацией — тогда должны быть только частно практикующие оценщики, возникнуть оценочные бюро. Таких нестыковок воз и маленькая тележка»,— говорит он. Де-факто речь идет о презумпции виновности оценщиков и экспертов, что усложняет методологическая непроработанность оценки: многие отчеты можно признать не соответствующими требованиям закона на усмотрение проверяющего, говорит эксперт. По его мнению, предлагаемые изменения лоббируются в первую очередь Банком России, озабоченным завышением размеров активов банков.
Сами оценщики планируют до конца мая сформировать альтернативный апелляционный орган на базе своего национального объединения, которое в ближайшее время получит официальный статус. «В единичных случаях, когда СРО не решит вопрос потребителя, у него будет возможность обратиться в объединение и урегулировать проблему»,— поясняет господин Каминский. Однако с начала 2010-х годов саморегулирование в РФ, на которое ранее власти намеревались переложить несвойственные государству функции, сворачивается — отчасти из-за того, что рынки часто поддавались соблазну монетизировать новые полномочия, отчасти — из-за общей централизации власти.
Газета «Коммерсант» № 68 17.04.2019