Компании провели второй год практически без первичных размещений акций и накопили планов на несколько миллиардов долларов

Банкиры говорят о конце моды на российские IPO: компании провели второй год практически без первичных размещений акций и накопили планов на несколько миллиардов долларов, препятствием для которых может стать все еще не забытый шок от западных санкций и нежелание бизнесменов видеть свои компании публичными.

Биржевой колокол в здании Мосбиржи, 13 марта 2018 года. REUTERS/Maxim Shemetov
“Конечно, мы ожидаем продолжения активности на рынке акций… Такого количества сделок в процессе не было с 2011 года — не было такого количества компаний, которые обсуждают планы IPO”, — сказала Анна Василенко из Московской биржи на прошедшем в декабре форуме газеты Ведомости.

После полного отсутствия первичных размещений акций компаниями с российскими собственниками в прошлом году, в 2019-м только HeadHunter смог разместиться в США.

Ситуацию с IPO не спасли ни продолжившийся период низких ставок, ни взлет российского фондового рынка к новым максимумам, ни дивидендная привлекательность, ни даже несколько более спокойный геополитический фон.

Александр Метерелл, соруководитель департамента глобальных банковских операций ВТБ Капитала, в интервью Рейтер прогнозировал на будущий год привлечения не менее чем на $10 миллиардов.

Но большое число отложенных и ранее заявленных планов не обязательно означает предстоящий активный год, говорят другие банкиры.

По мнению инвестбанкиров, российские активы все еще весьма дешевы, а потому рынок акционерного капитала явно не в фаворе у российских собственников, и размещения акций проходят либо в целях быстрого, хоть и дорогого получения денег, либо не проходят вовсе.

“Есть компании, от которых мы темы IPO слышим последние 10 лет. Им карманы не жмет, им и так хорошо, а вопрос IPO сам по себе не цель”, — сказал один из них.

“Все равно есть истории. Но не думаю, что это обязательно будет в будущем году”.

Среди сохраняющих планы IPO по-прежнему называются сеть фастфуда Burger King в России, девелопер Самолет, страховщик РЕСО, крупнейшими могут стать Сибур и Яндекс.Такси.

“Я всегда отделяю сумасшедшие “пайплайн” от того, что можно сделать.. Если будет три-четыре IPO, это будет очень хорошо”, — сказал Рейтер другой инвестбанкир.

Не считая IPO HeadHunter, остальные 14 сделок в этом году были вторичными размещениями, причем в подавляющем большинстве это выход из акций основных акционеров.

Из примерно $8 миллиардов привлеченных в этом году средств $5 миллиардов пришлось на две сделки “в одни руки” с квазиказначейскими акциями Газпрома. Если исключить эти размещения, то итоговая сумма оказалась меньше прошлогодних $4 миллиардов.

Собственники преимущественно решаются на продажу долей только потому, что нуждаются в деньгах, а не из-за того, что думают о повышении ликвидности акций, говорят инвестбанкиры. Хотя именно низкая ликвидность — одно из основных препятствий для инвестора.

“У нас есть лишь несколько крупных компаний, в которых ликвидность достаточна. Такой тренд не меняется, это действительно основное ограничение для финансирования “корпоратов”, — сказал управляющий директор Russia CIS JP Morgan Константин Акимов, выступая на форуме Ведомостей в начале декабря.

Кроме того, российские акционеры в последнее время не хотят привлекать средства в компанию, говорят банкиры.

“Компании не слишком увлечены инвестиционными программами, практически акционеры сами себе выплачивают дивиденды”, — сказал один из инвестбанкиров.

“Российским эмитентам деньги на развитие особо не нужны, многие из них cash positive”, — сказал другой банкир.

По его словам, ситуация с первичными размещениями в этом случае еще сложнее.

“Восприятие IPO владельцами компаний изменилось: они задаются вопросом зачем вообще быть публичными, когда ты живешь без головной боли? В другом же случае (уже публичной компании), если ты платишь себе дивиденды, зачем выходить в “кэш” и куда это потом девать?”

“Люди гораздо более рационально подходят и не хотят дешево продавать, а запросы огромные”, — сказал другой банкир.

Однако интерес к российским компаниям, особенно с уникальными историями, все же сохраняется — это показало последнее размещение Детского мира. С другой стороны, оно показало также, что когда собственникам по-настоящему нужны деньги, они готовы на хороший дисконт, говорят банкиры.

Ситуация на фондовом рынке также привлекательна — он вырос на 30 процентов с начала года, а в ноябре индекс Московской биржи достиг исторического максимума.

Дивидендная доходность российских компаний также радует инвесторов, находясь на уровне 7-8% против 3% в Бразилии, 2,8% в Китае и 2% в США, по данным ТКБ Инвестмент Партнерс.

“Падение ставок ведет к сокращению доходности по облигациям, и инвесторы ищут альтернативы в акциях с хорошими дивидендами”, — считают эксперты компании.

С этой точкой зрения согласны и инвестбанкиры, которые к факторам привлекательности относят также снижение ставок ЦБР и ФРС, рост прибыльности компаний и ослабевший накал геополитических страстей вокруг России.

“В целом, те политические риски, о которых говорили в 2018 году, отошли на задний план… И сейчас мы чувствуем, что в Вашингтоне приоритеты несколько другие”, — сказал Акимов.

“Конечно, любой геополитический шок эту конъюнктуру может очень быстро поменять”.

Однако шок от западных санкций не вполне пережит инвесторами, считает старший вице-президент Полюса Михаил Стискин.

“Фондовому рынку и всем инвесторам был нанесен такой шок… Тот шок был совершенно беспрецедентен, и понадобится еще много времени его забыть”, — сказал он.

 

Reuters 23.12.2019

Вам может также понравиться...