Финрынок сформулировал ряд инициатив по изменению регулирования бирж, депозитариев и клиринга


Участники финансового рынка разработали предложения по изменению регулирования деятельности бирж, депозитариев, регистраторов и клиринговых центров, следует из материалов аналитического центра «Форум».

Как сообщалось ранее, в сентябре 2019 года Банк России предложил профессиональному сообществу проанализировать действующую нормативно-правовую базу по регулированию финансового рынка, чтобы выявить утратившие актуальность или избыточные нормы. Для этого в августе при регуляторе была создана специальная рабочая группа, ее возглавил первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов. Медиатором этой работы выступает аналитический центр «Форум», который аккумулирует все предложения рынка. На его сайте они и были опубликованы в четверг.

До того, как предложения рынка будут обсуждаться на рабочей группе, рассмотрение инициативы участников происходит в специальных тематических подгруппах, куда входят как участники рынка, представители саморегулируемых организаций и ассоциаций участников финансового рынка, так и представители ЦБ РФ. Всего создано 14 таких подгрупп. Согласно информации на сайте ЦБ РФ, в составе подгрупп сейчас 252 участника: 158 представляют участников рынка, 94 — Банк России.

Большинство предложений касаются отмены дублирования норм в разных нормативных актах, сокращения количества предоставляемых документов и их объема. Например, участники рынка просят, что если банк имеет лицензию специального депозитария либо является профучастником, то он мог бы направлять необходимую документацию единожды, а не для каждого вида деятельности.

Еще одной проблемой почти участники рынка называли необходимость раскрытия информации в печатном издании. По мнению профсообщества, это архаичное требование. Например, профучастники предлагают регулятору отменить обязанность предоставлять ряд данных, касающихся стоимости ценных бумаг, так как инвестор может увидеть эту информацию на сайте организатора торговли либо на сайтах информационных агентств.

Также профсообществу не хватает нормативных актов ЦБ с описанием механизмов для применения на практике вступающих в силу законов.

Участники финрынка через «Форум» направили 33 предложения по изменению подхода к отчетности нефинансовых организаций. Финрынок просит изменить сроки предоставления ответов на запросы и предписания: увеличить срок для подготовки таких ответов до 30 дней.

Участники рынка также предложили Банку России отменить требования о необходимости согласовывать с регулятором увеличение уставного капитала финансовой организации, если все ее акции или доли принадлежат одному лицу.

БИРЖИ И ИНФРАСТРУКТУРА

Участники рынка предложили отменить обязанность биржи выявлять нарушения требований законодательства о рынке ценных бумаг, инвестиционных фондах. По их мнению, биржа не обладает необходимым объемом полномочий и инструментарием для установления таких нарушений, а информация о фактах нарушения законодательства выявляется биржей на основе публикуемой Банком России информации об административных правонарушениях. Биржа, чтобы выявить нарушение, направляет соответствующие запросы в ЦБ РФ, а также эмитентам и управляющим компаниям.

«Ответы Банка России содержат только отказы в предоставлении дополнительной информации, а эмитенты и управляющие компании обосновывают отказы в представлении информации отсутствием у биржи соответствующих полномочий, которые прямо возложены на Банк России», — жалуются участники рынка.

Профсообщество просит дать центральному контрагенту на обработку запросов участника клиринга 30 дней против 5. «Входящие запросы могут быть сложными и нестандартными, требовать проверки полномочий подписавших лиц, согласований с различными департаментами или сторонними организациями», — говорят представители сообщества.

Для депозитариев, которые осуществляют учет прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению, также предлагается изменить подход к регулированию. Сейчас депозитарии, чтобы осуществлять такую деятельность, должны проработать не менее года.

«В связи с тем, что депозитарий как профессиональный участник рынка ценных бумаг должен соответствовать лицензионным требованиям на момент получения лицензии, непонятно, что может измениться за 1 год. Так как на данный момент очень мало выдается новых лицензий на осуществление депозитарной деятельности, новые депозитарии, только что получившие лицензию, будут поставлены в неравные конкурентные условия с остальными, что не может не влиять на развитие рынка в целом», — говорится в опубликованных предложениях участников рынка на сайте «Форума».

Еще одно предложение касается «пакетной» регистрации документов специальным депозитарием. Сейчас спецдепозитарий должен регистрировать каждый поступивший документ в системе учета с присвоением уникального номера. «При большом объеме поступающих документов возможность «пакетной» регистрации документов значительно снизила бы нагрузку на специализированные депозитарии. Например, при поступлении от клиента выписки с лицевого счета фонда и приложенных к ней платежных поручений, мемориальных ордеров и прочих платежных документов в качестве комплекта первичных документов возможность регистрации всего указанного комплекта под одним входящим номером была бы удобна и вместе с тем не несла бы каких-либо негативных последствий для исполнения контрольных функций специализированным депозитарием», — говорится в предложениях.

Также участники финрынка пожаловались на необходимость наличия двух лицензий при осуществлении деятельности специализированного депозитария. Сейчас функционирование специализированного депозитария невозможно без наличия лицензии на осуществление депозитарной деятельности. Таким образом, организациям необходимо обеспечивать поддержание двух видов лицензий: на осуществление деятельности специализированного депозитария и депозитарной деятельности.

«Функционал специализированного депозитария на рынке коллективных инвестиций, который обусловлен его контролем за деятельностью управляющих и страховых компаний, в полной мере поглощает функционал депозитария. В этой связи требование наличия у специализированного депозитария двух лицензий избыточно. Наличие у специализированного депозитария двух лицензий также затрудняет реализацию Банком России своих регуляторных и надзорных функций, в том числе при обработке финансовой отчетности, полученной от одной организации различными профильными департаментами регулятора, что приводит к формированию избыточных затрат на регулирование и контроль за деятельностью специализированных депозитариев со стороны Банка России», — поясняют свою позицию участники подгруппы по инструментам финансового рынка, инфраструктуре финансового рынка и профессиональным сервисам.

Регистраторы, в свою очередь, просят отменить требование о минимальном количестве субъектов для регионального присутствия.

Участники рынка также считают неправильным распространение на Национальный расчетный депозитарий (НРД) как на небанковскую кредитную организацию требований в области управления рисками по аналогии с другими НКО.

«НРД является уникальным финансовым институтом, совмещающим несколько видов лицензий, в том числе НКО. Единым регулятором по всем видам деятельности НРД является Банк России. Деятельность НРД как НКО специфична, лицензия НРД имеет ряд ограничений, в связи с чем представляется целесообразным ввести специальное регулирование деятельности в области управления рисками НРД по аналогии с режимом регулирования небанковской кредитной организации — центрального контрагента. Одновременно с этим предлагается отменить распространение текущих и планируемых нормативных актов для НКО на деятельность НРД», — говорится в предложениях.

ЦРКИ-Интерфакс 28.10.2019

Вам может также понравиться...