Доля профучастников—кредитных организаций превысила 50% в сегменте брокерского и депозитарного обслуживания.

Рост клиентской базы обеспечило привлечение клиентов, находящихся на банковском обслуживании, через цифровые каналы. Это характерно в основном для крупных кредитных организаций. При этом доля активных клиентов в банковском секторе по-прежнему остается более низкой, чем у профучастников—некредитных финансовых организаций (НФО).

Количество клиентов на брокерском обслуживании в профучастниках-КО на конец третьего квартала составило 953 тыс. лиц (по сравнению аналогичным показателем в НФО — 899 тыс. лиц), на депозитарном обслуживании — 1,39 млн лиц (в НФО — 953 тыс. лиц). Об этом сообщается в опубликованном в понедельник на сайте ЦБ «Обзоре ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг». На протяжении всех кварталов прошедшего года доля профучастников-НФО последовательно сокращалась за счет увеличения активности крупных банков в части расширения клиентской базы за счет уже находящихся на их обслуживании клиентов.

Как отмечается в обзоре, значительная часть клиентов привлекалась при помощи электронных способов взаимодействия, в частности мобильных приложений. Так, доля клиентов, привлеченных онлайн, у кредитных организаций по итогам первого полугодия 2018 года оказалась выше, чем у конкурентов-НФО, и составила 66% (против 31% у НФО). «Банковские каналы продаж самые эффективные, так как затраты на привлечение ложатся на банк с огромной сеткой. В свое время НПФ активно продавали свои услуги через банковские каналы и преуспели в этом»,— указывает младший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Чернов. «Второй по значимости актив, который позволяет банкам теснить брокеров,— это репутация»,— рассуждает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, «у большинства брокеров ее может не быть вовсе». «Банки предлагали зарабатывать на рынке домохозяйкам и обывателям, в то время как НФО формировали ореол престижности и элитарности рынка, делая упор на узкой прослойке среднего класса и обеспеченных гражданах. Сейчас это работает против них»,— отмечает эксперт.

Однако и у классических брокеров есть козыри, которые в ближайшей перспективе могут выравнять изначально неравные условия ведения бизнеса по сравнению с крупными кредитными организациями. «Хорошо зарекомендовали себя возможности дистанционного открытия счетов, покупки бумаг «в один клик», предложения услуг «единого брокерского счета», когда брокер предлагает в одном счете доступ как к российским площадкам, так и к зарубежным»,— отмечает господин Чернов. Главным же преимуществом брокеров-НФО, говорит он, являются возможности более индивидуального подхода к клиенту, включая тарифы. «В привлечении клиентов они могут опираться на сильную аналитическую команду, которая дает преимущество при принятии инвестиционных решений»,— считает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.

Клиенты банков в исследуемый период остаются драйвером роста валютной секции Московской биржи. Так, доля топ-5 лидеров этого сегмента (все — кредитные организации) в общем объеме биржевых валютных операций составила 41%, доля НФО — порядка 10%. Клиенты НФО же преобладают на срочном рынке — 88% от совокупного объема операций обеспечили классические брокеры.

При этом клиентская база брокеров-банков в значительной мере является «спящей». Доля активных клиентов на брокерском обслуживании (совершивших хотя бы одну сделку) среди профучастников-НФО остается значительно более высокой (15% против 11,5%). «Статистика активности клиентов банков и НФО говорит о том, что сформировался некий клуб инвесторов, очень ограниченный по численности, который нужно расширять, нужно продемонстрировать, что брокерский счет может быть полезнее, чем банковский депозит, при сравнительно небольшом росте уровня риска»,— отмечает господин Антонов.

Газета «Коммерсант» № 52 26.03.2019

Вам может также понравиться...