Бизнес-завтрак «Деловой России»: когда корпоративный спор или конфликт переходит в уголовно-правовую плоскость
14 марта в особняке на Делегатской прошёл правовой завтрак «Корпоративные споры и корпоративные конфликты. Правовые особенности, способы защиты, в том числе с участием в споре иностранного элемента. Когда корпоративный спор или конфликт переходит в уголовно-правовую плоскость».
Основными спикерами мероприятия стали член генерального совета «Деловой России», старший партнёр компании «МАГРАС» Екатерина Авдеева и старший партнер адвокатского бюро «ЗКС» Алексей Касаткин, а модератором выступила вице-президент, руководитель исполкома «Деловой России» Нонна Каграманян.
Открывая мероприятие Нонна Каграманян отметила, что формат правовых завтраков «Деловой России» становится регулярным. Это позволяет придерживаться принципу защиты, сопровождения и поддержки бизнеса.
«Проблем бизнеса на сегодняшний день достаточно много, мы должны с помощью таких встреч и дискуссий находить правильные решения для поддержания защиты бизнеса. Корпоративные споры и конфликты – часто встречающаяся тема на текущий момент. Поэтому мы запустили вторую итерацию обсуждений по третейскому судейству внутри нашей организаии», — подчеркнула вице-президент «Деловой России».
Екатерина Авдеева отметила, что тема корпоративных споров многогранна. Одной из основных проблем споров данной категории является их квалификация. В большинстве случае люди просто не распознают корпоративный спор. Делоросс объяснила, что необходимо знать все процессуальные особенности, а также понимать какие корпоративные споры могут возникнуть, где их разрешать, что необходимо учесть еще при создании юридического лица.
«Понимание этих нюансов позволит потом не тратить время впустую из-за подачи с нарушением подсудности и не пропустить сроки. С учетом того, что во многих корпоративных спорах участвуют иностранные компании, то очень важно знать, каким образом решать вопрос при участии иностранного элемента, как изменилась ситуация за последние годы и когда исковые требования можно заявлять на территории РФ», — заметила Екатерина Авдеева.
Делоросс перечислила основные виды корпоративных споров – это споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица; споры, связанные с принадлежностью акций, долей, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав; споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок; споры, связанные с назначением или избранием, прекращением полномочий ответственных лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля, а также споры между указанными лицами; споры, связанные с эмиссией ценных бумаг, решениями органов управления эмитента, оспариванием сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов; споры, вытекающие из деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг и др.
Екатерина Авдеева подчеркнула, что основными спорами в корпоративном мире являются следующие: взыскание убытков с директора, оспаривание сделок участниками общества и мера ответственности самих участников при оспаривании сделок, оспаривание одним из участников общества решения общего собрания, а также оспаривание продажи или залога доли компании, акций. Ключевыми причинами этого она называет недостаточную проверку генерального директора, излишнее доверие, отсутствие регулярной системы контроля и отсутствие независимого финансового и правового аудита.
Возвращаясь к вопросу квалификации споров, старший партнер адвокатского бюро «ЗКС» Алексей Касаткин отметил, что корпоративными спорами не являются раздел имущества супругов, владеющего долей в юридическом лице, и трудовые правоотношения. Он также обратил внимание на участившуюся практику появления споров при наследовании: споры между наследниками и споры между наследниками и «старыми» собственниками.
«Последствия от корпоративных споров иногда бывают достаточно трагичными. Это начиная снижением или полной блокировкой деятельности компании, проблемами с управлением и распоряжением активами, снижением стоимости компании, заканчивая репутационными рисками, уголовным преследованием и гибелью компании», — подчеркнул Алексей Касаткин.
В рамках мер профилактики корпоративных споров Алексей Касаткин рекомендует приглашать внешних юристов, адвокатов, медиаторов (досудебное урегулирование споров), заключать корпоративные соглашения (договоренности «на берегу»), организовать централизованное владение и управление активами, вести обеспечительные мер (доли, акции, иные активы, а также грамотно выстраивать юридическую структуру бизнеса.
В завершении мероприятия участники отметили законодательные и подзаконные акты, которые могут быть полезны при разрешении корпоративных споров, а приведенные в дискуссии кейсы позволили узнать, как выиграть в корпоративном споре и успешно разрешать корпоративные конфликты, не допуская создания дополнительных ненужных сложностей и препятствий, а также своевременно понять, что корпоративный спор может перерасти в уголовно-правовую плоскость.
Деловая Россия 14.03.2019