Финансовый супермаркет, созданный Московской биржей, открывается для широкого круга граждан с октября
Первым продуктом станут вклады от десяти банков, количество которых к концу года должно удвоиться. Главным сдерживающим фактором развития проекта банкиры называют привлечение на площадку клиентов. Отсутствие удаленной идентификации и возможности использования биометрии заставляет использовать большой штат курьеров. Кроме того, для крупных банков стоимость привлечения клиента через маркетплейс сопоставима с их нынешними расходами, то есть не несет финансовой выгоды.
Как сообщил “Ъ” управляющий директор по развитию электронных платформ Московской биржи Игорь Алутин, ее маркетплейс будет запущен в коммерческую эксплуатацию в октябре, с начала сентября проводится тестирование сервиса в режиме friends & family. Проект получил название «Финуслуги» по аналогии с «Госулугами».
С сайта сервиса граждане будут заходить в личный кабинет и на первом этапе сравнивать условия по продуктам банков, присоединившихся к платформе, открывать вклады удаленно, переводить средства на них, в том числе со счетов банков, не присоединившихся к маркетплейсу. В дальнейшем на платформу будут добавлять новые услуги — в частности, на втором этапе появится возможность приобрести полисы ОСАГО.
По словам Игоря Алутина, в октябре к платформе будут подключены десять банков, до конца года — еще десять. Переговоры в целом ведутся с 60 банками. В банке «Зенит» сообщили, что завершают работы по подключению к системе.
Это будет еще один финансовый инструмент как для продвижения продукта, так и для выбора лучших банковских условий»,— считают в банке «Зенит».
Газпромбанк планирует подключиться в четвертом квартале. В банке уверены, что удобство этой технологии в сочетании с привлекательностью условий банка по востребованным банковским продуктам даст синергетический эффект.
Однако пока узким местом проекта можно назвать вопрос привлечения клиентов. В частности, для проведения всех операций гражданам придется проходить идентификацию. Пока для этого будет использоваться курьер, который сфотографирует клиента и его паспорт. Работу курьера оплачивают биржа и банки.
Из 15 банков, которые “Ъ” спросил о возможном участии в маркетплейсе, ответили лишь шесть: помимо «Зенита» и ГПБ это ВТБ, Промсвязьбанк, «Тинькофф» и «Абсолют».
Как пояснил источник в одном из банков, вопросами для обсуждения остаются сложная идентификация через курьера и сама цена вопроса.
На сайте биржи указано, что банки должны будут платить бирже 0,25% суммы привлеченного вклада и 400 руб. за идентификацию. По словам источника, такие тарифы несущественно ниже трат самого банка, которые оцениваются в 2,5 тыс. руб. на привлечение вкладчика. Представитель ПСБ сообщил, что стоимость привлечения клиентов в зависимости от канала составляет 0,1–0,3% годовых. Директор департамента розничных продуктов Абсолют-банка Виталий Костюкевич подтвердил, что цена, объявленная биржей, сопоставима с внутренним расчетом банка по стоимости текущих каналов привлечения.
Маркетплейс по своей сути стоит на стороне инвестора, предоставляя ему максимальный выбор финансовых услуг. Поэтому собеседники “Ъ” в двух банках считают, что в результате будет теряться лояльность клиента. Представитель ПСБ признает, что в рамках гарантированной государством суммы депозита клиент скорее отдаст предпочтение максимальной ставке по продукту, а не конкретному банку с его репутацией, клиентоориентированностью, историей и т. п. Существенно увеличить количество новых вкладчиков не получится, а вот переток в банки с более высокими ставками произойдет, подтверждает другой собеседник “Ъ” среди банкиров, и такая конкуренция может потом прибавить работы АСВ.
Газета «Коммерсантъ» №171/П 21.09.2020