Растет количество жалоб граждан на микрофинансовые организации
В прошлом году в Федеральную службу судебных приставов (ФССП) по поводу нарушения прав при взыскании просроченной задолженности физлиц поступило почти на треть больше обращений, чем годом ранее. Больше всего граждане жалуются на микрофинансовые организации (МФО), за ними идут профессиональные коллекторы, год к году незначительно снизилось количество жалоб на банки и выросло — на иных лиц. Эксперты отмечают, что для эффективного снижения количества поводов для жалоб необходимо увеличивать размер штрафов, общий размер которых в 2019 году превысил 114 млн руб.
В 2019 году судебные приставы приняли к рассмотрению почти 28,4 тыс. обращений граждан о нарушении закона о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ), следует из отчетности службы. Это на 29,1% больше, чем годом ранее. Из рассмотренных в 2019 году обращений обоснованными признаны около 15%, по итогам 2018 года таких было 9%.
Структура обращений за последние два года почти не изменилась. Чаще всего граждане жалуются на микрофинансистов (46% и 45,8% соответственно), следом идут профессиональные коллекторы (32,7% и 32,3%). Несколько меньше стало жалоб на банки — 9,4% против 12%, а доля жалоб на иных лиц, напротив, выросла с 9,9% до 11,9%. По итогам рассмотрения судами составленных протоколов по более чем 2,1 тыс. были назначены штрафы в целом на 114,7 млн руб. Больше всего штрафов заплатили коллекторы — почти 74 млн руб., МФО нарушения обошлись в 35,7 млн руб., банкам — в 315 тыс. руб., иным лицам — в 4,7 млн руб.
Как пояснили в ФССП, увеличение количества поступающих жалоб граждан на незаконные действия при возврате просроченной задолженности связано в том числе с их информированием о положениях профильного закона.
За три года его действия должники стали лучше знать свои права и возможности и начали их более активно использовать, соглашается президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев. «Мы увидели аналогичную тенденцию. За прошлый год НАПКА получила почти на 25% больше обращений на действия со стороны взыскателей, работающих в различных организациях, чем в 2018 году,— отмечает он.— Позитивным трендом можно считать то, что более чем в два раза (3% против 6,8% в 2018 году) сократилась доля обращений, связанных с некорректным поведением взыскателя. В случае обращения именно на действия коллекторских агентств только 4% из них являются обоснованными».
В то же время, по словам директора СРО «МиР» Елены Стратьевой, низкая доля обоснованных жалоб свидетельствует о сохраняющемся невысоком уровне понимания законодательства. «Граждане не всегда осознают, когда кредитор или сторонний взыскатель действительно нарушает их права, а когда нет,— поясняет она.— В 2019 году к нам поступило на 23,6% меньше жалоб от граждан, чем в 2018 году, хотя доля жалоб на взаимодействие при образовании просроченной задолженности осталась достаточно высокой».
Эксперты считают, что жалоб на нарушения при взыскании просроченной задолженности не становится значительно меньше еще и потому, что число должников с просроченными кредитами растет. По оценке главы «Юридического бюро №1» Юлии Комбаровой, граждане, наоборот, стали чаще подавать обоснованные жалобы, так как появилась практика привлечения взыскателей к ответственности: «Количество жалоб на банки несколько сократилось, так как они активнее стали передавать и продавать долги коллекторам на взыскание, таким образом отгораживаясь от негатива, связанного с просрочкой».
Юрист считает, что величина штрафов для коммерческих организаций до сих пор слишком мала и для сокращения количества жалоб на работу взыскателей их размер должен быть повышен. Сейчас, поясняет Юлия Комбарова, во многих случаях компаниям выгоднее заплатить штраф, чем соблюдать закон, и они «идут на нарушения вполне сознательно».
Газета «Коммерсантъ» №28 17.02.2020