В Deloitte рассчитали финансовую эффективность женского руководства в России
В российских средних и крупных компаниях женщины-руководители демонстрируют более высокие показатели рентабельности капитала и относительно низкую рентабельность активов возглавляемой компании, показало исследование Deloitte «Женщины-CEO в России: показатели финансовой эффективности». С большой вероятностью это связано с особыми обстоятельствами появления женщин во главе таких компаний — акционеры нередко решаются на это в кризисных ситуациях, и эти решения обычно оправдываются.
Исследование Deloitte (авторы — Екатерина Трофимова, Александр Алексеев, Хан Хен Зин и Мадина Мамешова), публикуемое 6 марта, впервые анализирует эффективность управления компаниями в РФ женщин-гендиректоров или операционных руководителей компаний (CEO) с точки зрения финансовых показателей. Работа не имеет прецедентов в первую очередь по размеру массива данных: авторы Deloitte работали с огромной выборкой в 224,1 тыс. российских компаний в 19 отраслях, имевших непрерывную кредитную историю и отчетность в течение 2012–2017 годов, что позволяет Deloitte, сопоставляя их финрезультаты, делать достаточно точные количественные суждения в том числе о «деловом стиле» женщин-CEO. Это очень часто обсуждаемая, но практически никогда не измеряемая сфера — притом что в отсутствие конкретных данных на решения о назначении женского руководства конкретных компаний часто влияют расхожие стереотипы.
Доля женщин-CEO в РФ очень высока (20% против 4,4% в среднем в мире) — выше она только в отдельных странах Европы. В топ-200 компаний женщин-руководителей 6,5%.
В основном такие показатели обеспечиваются широкой представленностью их в четырех отраслях — образовании (42%), гостиницах и общепите (30%), здравоохранении и соцуслугах (39%) и прочих услугах (38%). В пяти секторах женщин-CEO менее 10%: в добыче (6%), госсекторе и безопасности (6%), энергетике (7%), строительстве (8%) и сельском хозяйстве (10%), первые три — закрытые для женского руководства отрасли. В финансах женщин-CEO довольно много (29%), в IT и связи — напротив, контринтуитивно мало (17%). Deloitte разбивает выборку компаний на микрокомпании (выручка менее 120 млн руб. в год, около 150 тыс. предприятий), некрупные (120–800 млн руб., более 50 тыс. компаний) и средние и крупные компании (более 800 млн руб., 22,5 тыс.). В разных группах гендерный перекос в руководстве имеет разные масштабы: в микрокомпаниях 20% женщин-CEO, в средних и крупных — 12%.
Средние финрезультаты женщин-руководителей в компаниях разных типов несколько различаются.
Для микрокомпаний можно уверенно говорить о большей успешности женщин-CEO в сравнении с мужчинами: рентабельность активов у них выше на 40%, капитала — на 15%, продаж по прибыли — на 7%. Однако мужчины-CEO генерируют показательно большую валовую прибыль. Женщины-CEO немного более эффективно управляют издержками микрокомпаний. В небольших предприятиях тренды отличаются: здесь у «женских» компаний на 16% выше рентабельность капитала и на 2% ниже рентабельность активов. В них рентабельность продаж по валовой прибыли у женщин-CEO на 16% выше их коллег-мужчин, а по чистой прибыли — на 7% ниже. Наконец, в средних и крупных компаниях рентабельность продаж по чистой прибыли у руководителей-мужчин на 35% выше, чем у женщин-CEO, рентабельность капитала на 16% ниже, а рентабельность активов выше на 21%. Предположение Deloitte связано с т. н. гипотезой «стеклянного утеса»: агрессивная структура баланса компаний, возглавляемых женщинами,— возможно, результат того, что акционеры соглашаются на назначение главой компании женщин в сложных для компаний ситуациях, как на «нестандартное» решение.
По крайней мере для некрупного бизнеса оно оправданно: в микрокомпаниях женщины-CEO допускают на 15% меньше дефолтов, констатирует Deloitte, в небольших — на 8%. Впрочем, и в крупном бизнесе назначение женщин-CEO не должно вызывать опасений: несмотря на нередко стрессовые обстоятельства их прихода в руководство компаний, частота дефолтов крупных компаний РФ гендерной окраски не имеет.
Газета «Коммерсантъ» №41 06.03.2020