Участники рынка просят временно не исполнять обязанности маркетмейкера по поддержке ликвидности на российских биржах

Национальная финансовая ассоциация (НФА) обратилась в Банк России с предложением о принятии нового пакета антикризисных мер. Помимо предложений по увеличению сроков сдачи отчетности и ответам регулятору участники рынка попросят временно не исполнять обязанности маркетмейкера по поддержке ликвидности на российских биржах. В условиях масштабного сброса ценных бумаг они приобретают убыточные позиции на себя. Однако их отсутствие на рынке может обернуться еще большим падением котировок, указывают участники рынка.

НФА в конце прошлой недели отправила в Банк России предложения по формированию нового пакета антикризисных мер, касающиеся деятельности участников финансового рынка. Предложения сформированы на основе опросов участников ассоциации. В частности, НФА предлагает в период действия антикризисных мер отменить действие маркетмейкерских обязательств, исполняемых в рамках договоров, заключенных с организаторами торгов (биржами). Банк России и Московская биржа не ответили на запрос “Ъ”. НФА не стала комментировать, кто именно из членов выступил с таким предложением.

Маркетмейкеры призваны поддерживать ликвидность по ценным бумагам или финансовым инструментам. Брокер, беря на себя эти обязательства, должен выставлять котировки по инструментам по купле и продаже в определенном диапазоне (спреде) и совершать сделки на определенный объем. За это брокер получает оплату от эмитента или от биржи. По словам источника в одном из брокеров, оплата за маркетмейкерство составляет 100–200 тыс. руб. в месяц. Согласно данным Московской биржи, классические брокеры в основном являются маркетмейкерами по акциям, в то время как крупные банки являются маркетмейкерами по облигациям, в том числе ОФЗ. Банки в основном и являются членами НФА.


По словам заместителя председателя правления Совкомбанка Михаила Автухова, маркетмейкеры призваны создавать ликвидность по инструменту, а не быть сдерживающим покупателем бумаг на падающем рынке. Он отметил, что условия маркетмейкинга предполагают возможность не выставлять котировки в течение трех дней в месяц. «Мы уже использовали эти дни в период высокой волатильности, а месяц еще не закончился»,— говорит он. При этом Михаил Автухов отметил, что условия по исполнению обязательств маркетмейкера на Московской бирже не являются кабальными для участников, «но хотелось обратить на это внимание, чтобы рынок и эмитенты с пониманием относились к отсутствию котировок».

Не все брокеры однозначно оценивают данную меру. По словам источника в небольшом брокере, при массовых распродажах маркетмейкер находится в невыгодном положении, он вынужден скупать бумаги на свой баланс на падающем рынке. При этом он может отказаться от своих обязательств — заградительных штрафов у биржи нет, он просто не получит ежемесячную плату. Михаил Автухов признает, что участник торгов может отказаться в одностороннем порядке от маркетмейкинга, деньги он потеряет небольшие, но при этом могут быть потеряны хорошие отношения с эмитентом.

[последний абзац удален по просьбе компании «ФК Открытие»]

Газета «Коммерсантъ» №56 30.03.2020

Вам может также понравиться...