Растущая конкуренция на рынке брокерских услуг мотивирует участников рынка вкладываться в инфраструктуру

Доходы ведущих российских брокеров в январе—июне выросли на треть, до 27 млрд руб., на фоне прихода массового розничного инвестора. Однако чистая прибыль увеличилась менее чем на 10%: компании вкладывались в инфраструктуру для работы с новыми инвесторами. Поддержать доходность брокеров может развитие российскими биржами более выгодной торговли иностранными бумагами.

На базе отчетности участников рынка за первое полугодие “Ъ” рассчитал, что выручка брокеров с уровнем доходов более 100 млн руб. от оказания услуг на фондовом рынке за этот период увеличилась на 36%, до 26,6 млрд руб. В частности, особенно заметный рост показала выручка от агентских и маркетмейкерских услуг (на 40–60%). В то же время чистая прибыль компаний за отчетный период увеличилась менее чем на 10%.

«Можно предположить, что растущая конкуренция мотивирует участников рынка вкладываться в новые технологии, в расширение продуктовой линейки, в маркетинг и в наем высококвалифицированных специалистов,— объясняет разницу между динамикой доходов и прибыли руководитель управления развития инвестиционного бизнеса «Тинькофф Инвестиций» Антон Кицун.— Сейчас формируется принципиально новый рынок, и очевидно, что участники наращивают усилия для того, чтобы не упустить потенциальные, новые для себя возможности».

Главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов подтверждает, что значительный прирост клиентов позитивно сказывается на выручке, но сопровождается необходимостью выводить инфраструктурные расходы на соответствующий уровень.
Операционный директор «Фридом Финанс» Галина Карякина добавляет, что вырос объем операций с низкими комиссиями. Среди дополнительных затрат она обращает внимание на то, что приходится строить систему тестирования клиентов в рамках новых законодательных требований.

Опережающий рост выручки от агентских и маркетмейкерских услуг участники рынка объясняют тем, что за год произошло существенное увеличение инструментов, в которых требуются такие услуги,— это и биржевые ПИФы (БПИФы), и иностранные акции. Руководитель управления развития клиентского сервиса «Финама» Дмитрий Леснов отметил, что биржи стали уделять направлению маркетмейкерских услуг значительно больше внимания, к тому же активность на рынке тоже растет — все это приводит к росту выручки этих направлений.

Быстрее среднего также росли комиссионные за услуги на срочном рынке — в целом на 63%, до 0,6 млрд руб. Комиссии на фондовом рынке выросли на 33%, до 10,1 млрд руб. «Пока мы видим значительное отставание в проникновении розницы на срочный рынок по сравнению с фондовым, количество активных клиентов отличается на порядок»,— отмечает Владимир Потапов.

Но по мере того как розница заходит на фондовый рынок, часть приходит и на срочный.

Многие клиенты, впервые пришедшие на рынок два-три года назад, сейчас ищут новые точки роста и развития, отмечает Дмитрий Леснов, часть из них обращают внимание на новые для себя инструменты, и, как правило, это производные — фьючерсы и опционы.

В общих показателях крупнейших брокеров за первое полугодие есть две аномалии. «Атон» показал десятикратный рост комиссий от «размещений» — до 1,1 млрд руб. Представитель компании сообщил “Ъ”, что это связано с закрытием «нескольких крупных сделок», не уточнив каких.

Кроме того, у БКС объем выручки от депозитарных услуг вырос в 20 раз, превысив 1 млрд руб. Представитель «БКС Мир инвестиций» пояснил, что в 2021 году произошла более детальная реклассификация уровней аналитического учета и депозитарную комиссию выделили в отдельный уровень. То есть в 2020 году существенная часть суммы отражалась в статье «Комиссии от клиентских операций на фондовом рынке». Если считать депозитарную комиссию с учетом корректировок учета, уточнили в компании, то она составит 1,1 млрд руб. как по итогам первого полугодия 2020 года, так и по итогам первого полугодия 2021 года.

Газета «Коммерсантъ» №144/П 16.08.2021

Вам может также понравиться...