Проблема отсутствия IPO на российском рынке в эмитентах, инвесторы готовы вкладывать средства


Инвесторы готовы вкладывать средства в рамках IPO российских компаний, проблема в неготовности самих эмитентов проводить размещения акций, считает председатель наблюдательного совета «Московской биржи» Олег Вьюгин.

«Проблема сегодня в эмитентах. Это хорошо видно на IPO. Вспомним, первое десятилетие 2000-х, когда все-таки российские компании достаточно активно шли на IPO, правда, во многом на зарубежных рынках, но это неважно, главное, что был высокий спрос и способность эти IPO провести, то есть показать свой бизнес, растущий и вызывающий доверие инвесторов. Сегодняшний день, как раз IPO показывает, что этого ничего нет», — сказал Вьюгин в ходе онлайн-конференции «Ведомостей».

«Деньги есть на рынке, и физически даже инвесторы готовы вкладывать эти деньги, но нет тех эмитентов, которые бы на эти IPO шли», — добавил он.

По мнению первого зампреда Банка России Ксении Юдаевой, небольшое число IPO как раз вызвано более широкой проблемой, связанной с инвестиционным климатом в целом, с появлением новых компаний, готовых проводить размещения.

«Вообще сейчас только что одно IPO сорвалось. Это IPO Qiwi — оно должно было пройти и на нашем рынке, и на Nasdaq, то есть в принципе IPO иногда появляются. Но мне кажется, что здесь мы упираемся в другую проблему, более широкую проблему, не столько развития финансового рынка, сколько проблему инвестиционного климата, потому что обычно бывает много IPO либо если приватизация (это отдельный момент), если действительно появляются новые компании, которые привлекают капитал», — сказала Юдаева.

Проблема появления и развития новых компаний в целом является проблемой развития экономики, бизнес-климата, структурных реформ, необходимых для возникновения таких организаций. «Правда, я думаю, что есть надежда, сейчас цифровизация действительно ускорилась, и возможно, в этой сфере мы можем увидеть в последующие годы больше новых компаний или компаний, выходящих на IPO», — отметила первый зампред ЦБ.

Вьюгин добавил, что нефинансовые организации, выбирая между привлечением капитала в форме бессрочных облигаций или размещения акций, должны больше склоняться к последнему.

«Распространение таких выпусков (бессрочных облигаций — прим. ИФ) на нефинансовые организации, на мой взгляд, вопрос достаточно спорный, потому что нефинансовые организации как эмитенты имеют гораздо более широкий круг возможностей для пополнения капитала, в том числе IPO, то есть поделиться своей долей капитала с инвесторами. Мне кажется, это все-таки магистральный путь, а не вот эти perpetual», — высказал мнение глава набсовета «Мосбиржи».

Выбор в пользу IPO уже подтвержден мировым опытом, ему надо следовать, особенно, если компания пользуется высоким доверием у рынка, считает Вьюгин. «Как РЖД. Безусловно, это компания, имеющая очень твердые позиции в российской экономике, в российской промышленности, в транспорте. У них есть все возможности привлекать капитал очень разными способами, включая, прежде всего, IPO. А perpetual, я не думаю, что это будет для них очень популярным инструментом», — отметил он.

Юдаева согласилась, что надо еще посмотреть, как приживутся бессрочные облигации среди рынка корпоративного долга. Среди банков этот инструмент широко распространен, так как дает возможность учитывать его в капитале.

«Если говорить со стороны регулятора, мы, конечно, смотрим за тем, как этот инструмент будет работать и как он сработает на рынке нефинансовых компаний тоже. Не исключаю, что такой промежуточный инструмент может оказаться востребованным и на этом рынке вполне серьезно. Оживит ли он рынок или не оживит, мне кажется, это другой вопрос», — отметила она.

ЦРКИ-Интерфакс 28.07.2020

Вам может также понравиться...