Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку опроверг информацию о том, что в Государственной Думе предложили запретить криптовалюту в России
Председатель думского комитета по финрынку рассказал, как новый законопроект «О ЦФА» коснется держателей биткоина и других монет. Но принимать документ в текущей версии все равно недопустимо, это нанесет невосполнимый ущерб России, считают в РАКИБ.
Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку, опроверг информацию о том, что в Государственной Думе предложили запретить криптовалюту в России. Об этом он сообщил во время прямой трансляции на YouTube канале «Прекрасная Россия бу-бу-бу».
21 мая в Минэкономразвития были отправлены несколько законопроектов, касающихся оборота и выпуска цифровых активов. За нарушения в их использовании документ предусматривает административную и уголовную ответственность. На тот момент Аксаков уточнил, что это версия закона еще не согласована.
Теперь депутат пояснил, что текущая версия документа, направленная на согласование, не предусматривает ответственность за приобретение криптовалют. Она касается только организации оборота цифровых активов. При этом, если их не декларировать, как указывается в законопроекте, «ничего не изменится», подчеркнул Аксаков. По его словам, в таком случае пользователь только потеряет право на судебную защиту.
«То, что сейчас направлено на согласование, не предусматривает ответственность за покупку криптовалюты. Ответственность предусматривается за организацию оборота криптовалют. Соответственно, если вы приобрели криптовалюту, вы должны ее задекларировать, и это вам дает судебную защиту…В принципе, даже если вы не задекларируете ее, ничего не изменится, только вы не будете иметь судебную защиту», — сказал Аксаков.
Он уточнил, что владельцам криптовалюты будет предложено задекларировать ее. Тогда эти активы буду признаны имуществом, и можно будет рассчитывать на судебную защиту и возможность наследования. Аксаков добавил, что для обмена криптовалюты можно воспользоваться любым иностранным правом, где такие операции разрешены.
Основные вопросы и обеспокоенность вызывает формулировка п. 2 ст. 2 законопроекта о цифровой валюте, объяснил старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) и преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов. По его словам, согласно этой норме физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе совершать операции с цифровой валютой, кроме оговоренных далее случаев (наследство, банкротство, исполнительные процедуры).
Далее, согласно пункту 3 той же статьи, обладание цифровой валютой, а также ее получение и передача в соответствии с пунктом 2 допускается при условии декларирования цифровой валюты. Эти две нормы говорят о том, что с цифровой валютой можно совершить только эти три операции — передача или получение в наследство, в банкротстве или в исполнительных процедурах
«Можно сколько угодно пытаться найти в этих формулировках позитивный смысл, но правоохранительные органы в случае продажи криптовалюты за фиат или другой цифровой финансовый актив с легкостью прочитают закон против участника такой транзакции. При этом трансграничная продажа криптовалюты также окажется под большим вопросом в силу неопределенности места такой сделки, если продавец будет физически находиться в России.», — отметил Кириллов.
В комментарии РАКИБ к пакету законопроектов о регулировании цифровых финансовых активов и о цифровой валюте (имеется в распоряжении «РБК-Крипто») говорится, что они предусматривают единственное возможное по закону правомочие для собственника криптовалюты — это владение. К использованию предлагаются «достаточно размытые формулировки», допускающие возможность расширительного толкования и, как следствие, открывающие возможность для привлечения к ответственности крайне широкого круга лиц, отметили в Ассоциации.
«Существенным пробелом предлагаемых законопроектов является отсутствие стройного понятийного аппарата, что недопустимо при введении мер ответственности. Полагаем, что запрет на выпуск и оборот цифровой̆ валюты в текущей ситуации контрпродуктивен, так как в конечном итоге не позволит в достаточной мере обеспечить развитие цифровой̆ экономики и приведет к невозможности полноценной реализации заложенного в ГК инструмента смарт-контракта», — говорится в документе.
В РАКИБ считают, что в целях создания возможности максимального использования потенциала инновационных технологий, создания полноценного правового регулирования отношений в связи с их использованием, законодательного обеспечения требуют следующие положения:
1. Порядок и случаи использования цифровой валюты в сделках между участниками рынка.
2. Возможность легального использования в целях выпуска и оборота цифровых активов не только централизованных, но и любых иных информационных систем, возможно, при указании случаев ограничения такого использования.
3. Возможность совершения сделок по обмену любых цифровых прав (цифровых финансовых активов, цифровых утилитарных прав), иных токенов и сделок с цифровыми валютами, включая их обмен между собой, возможность осуществления российскими физическими и юридическими лицами сделок с цифровыми активами в иностранных юрисдикциях, возможность перевода цифровой̆ валюты в иностранную или национальную валюту.
«Регулирование этих вопросов необходимо для создания легального рынка и обеспечения защиты прав по сделкам. Представляется недопустимым введение жесткого регулирования и карательных мер в отношении субъектов деятельности с учетом существующего рынка и его трансграничного характера. Наиболее целесообразным на данном этапе было бы использование законодателем механизма точечного регулирования, защищающего отдельные наиболее важные интересы всех участников деятельности, включая интересы и бизнеса, и государства», — считают эксперты Ассоциации.
Вчера, 27 мая, состоялось заседание Правления РАКИБ, объединяющей основных негосударственных разработчиков, майнеров, предпринимателей и инвесторов цифрового рынка по вопросу пакета криптовалютных законопроектов, сообщил «РБК-Крипто» представитель Ассоциации. Ее эксперты предупредили о глубоких негативных последствиях для страны в случае принятия предложенных поправок и их представленной редакции.
«Принятие этих изменений будет означать, что авторы предлагают отказаться от $1,5 млрд ежедневного оборота цифровых русскоязычных проектов и исключить возможность получения бюджетами разных уровней налоговых поступлений с этих сумм», — заявили в РАКИБ.
Организации объяснили, что фактически речь идет об отказе от целой индустрии и абсолютном запрете на деятельность в смежных областях, связанных с использованием публичного блокчейна. РАКИБ подготовила и направила в Правительство РФ и Государственную Думу свои предложения по изменению текущих проектов, которое позволило бы, на взгляд участников индустрии, обеспечить необходимое регулирование, позволяющее активно развивать бизнес, платить законные налоги и создавать рабочие места.
В другом комментарии к этим законопроектам (также имеется в распоряжении «РБК-Крипто») РАКИБ отметили важность легализации цифровой валюты и ее оборота на территории страны. По этим причинам в Ассоциации считают нужным исключить ряд пунктов из документов, представленных в Госдуме.
Например, в РАКИБ предложили убрать п. 2. ст. 2 проекта ФЗ «О цифровой валюте». Он предусматривает, что физические лица, ИП и юрлица не вправе совершать операции с цифровой валютой за исключением случаев наследства, банкротства, исполнительных процедур. Вместо этого пункта в РАКИБ считают нужным прописать в законопроекте возможность совершения сделок с цифровой валютой через операторов обмена ЦФА.
Также в целях легализации цифровой валюты в РАКИБ предложили исключить из законопроекта п. 5 ст. 2. Согласно ему в Российской Федерации запрещается распространение информации об организации и (или) осуществлении выпуска, а также организации обращения цифровой валюты.
В РАКИБ предложили освободить сделки с цифровыми правами и цифровой валютой от НДС. Для этого необходимо внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
РБК 28.05.2020