Правительство в целом поддержало реформу института банкротства, подготовленную Минэкономразвития, несмотря на волну критики

Специалист по банкротным процедурам Евгений Акимов — о том, почему закон о банкротстве вызывает у бизнеса критику в духе «не читал, но осуждаю».

Правительство поддержало реформу института банкротства, подготовленную Минэкономразвития. Несмотря на то, что законопроект вызвал волну критики, прежде всего, со стороны участников рынка, кабмин его концепцию одобрил, фактически оставив в силе все системные меры, которые предложил Минэк.

Наверное, сегодня не осталось ни одного человека, занимающегося взысканием долгов, который не обсуждал бы этот комплексный документ и отдельные его положения. К сожалению, многие критики проекта знают о нем с чьих-то слов и придерживаются принципа «не читал, но осуждаю!»

Давайте попробуем разобраться, так ли плох этот законопроект. Конечно же, он вызывает отторжение у многих, как всё новое. Кто-то говорит, что закон о банкротстве не менялся 20 лет. Это неправда. Он менялся более 100 раз, в нем появлялись новые главы, устранялись противоречия, в него погружалась судебная практика. Но, вместе с тем, остаются те институты, которые нуждаются в реформировании, ведь они показывают свою неэффективность на протяжении многих лет.

Обсуждаемый законопроект — один из немногих, в котором часть предлагаемых изменений основаны не просто на чьем-то желании что-то поменять, а подкреплены цифрами, подтверждающими реальность проблем. Это тем более позитивно, что для конструктивной законотворческой деятельности привлечение экономических данных — передовая практика. Рассмотрим основные преимущества обсуждаемых инициатив.

Авторы законопроекта предлагают изменить подход к реструктуризации задолженности — восстановлению бизнеса компаний, попавших в сложную финансовую ситуацию. Ни для кого не секрет, что существующие процедуры финансового оздоровления и внешнего управления не работают. На протяжении последних шести лет они вводились не чаще чем в 3% случаев всех процедур банкротства, а в 2020-м и того меньше. В прошлом году было запущено всего 200 таких реабилитационных практик против 10 тыс. процедур конкурса. Правительство предлагает упразднить неработающие меры и заменить их на одну — реструктуризацию долгов. Она в том числе заменит неэффективную сейчас процедуру наблюдения, в которой лишь устанавливаются требования кредиторов и проводится финансовый анализ. Но ее длительный срок помогает недобросовестным должникам пользоваться преимуществами банкротства и продолжать вести неэффективную деятельность, ничего не выплачивая кредиторам.

При новом подходе должник должен подготовить план реструктуризации, а кредиторы — его утвердить. Сейчас восстановительные процедуры не работают в том числе из-за их короткого срока — за два года вывести бизнес из кризиса непросто. Законопроект решает эту проблему — реструктуризация будет вводиться на четыре года и этот срок может быть продлен еще на четыре года.

Предлагаемая мера дает много вариантов развития событий. Например, кредиторы могут назначить нового руководителя, если, по их мнению, старый неэффективный управленец не способен вытащить компанию из финансовых проблем.

Кредиторы смогут конвертировать свои долги в капитал компании, сейчас этого сделать нельзя. Кроме того, предусмотрен еще ряд инструментов, которые позволят компании справиться с трудностями, например, продажа всего предприятия или части имущества, замещение активов.

Предприятия должны работать, обеспечивать рабочие места и платить налоги. И поэтому их нужно как можно быстрее выводить из процедуры банкротства. Да, оболочка в виде юридического лица может погибнуть, но сами активы зачастую продолжают действовать. Таким проводником в новую жизнь выступают торги. Сейчас применяемые процедуры неэффективны — 95% торгов заканчиваются на публичном предложении минимум через шесть месяцев с их старта.

Законопроект вводит англо-голландскую систему: при поступлении заявок от двух и более лиц претенденты начинают делать ставки на повышение, а если заявок на этапе торгов не поступило, цена снижается. Такой подход позволит сократить срок торгов на три-шесть месяцев, а, значит, предприятия быстрее будут возвращаться в нормальный экономический оборот.

Авторы законопроекта предлагают снизить нагрузку на суды по рассмотрению требований и освободить кредиторов от необоснованных издержек. Сегодня около 70% актов о включении в реестры никем не оспаривается. Если предположить, что в среднем в одном деле о банкротстве участвует пять кредиторов, а новых прецедентов в год возбуждается около 10 тыс., получается, что примерно на 35 тыс. «бесспорных» заседаний тратятся ресурсы судей, их аппаратов, займодавцев и 300 тыс. листов бумаги. Законопроектом предлагается передать функцию по составлению реестра арбитражным управляющим (АУ). При этом по спорным вопросам сохраняется право кредиторов обратиться за защитой в суд. Повышается статус и роль арбитражных управляющих, которые будут выполнять функции, аналогичные их коллегам в иностранных юрисдикциях.

Конечно, законопроект не лишен недостатков. Некоторую критику вызывают нормы о назначении АУ, изменение подходов к саморегулированию, введение корпоративных управляющих. Может не устраивать и предоставление права голосовать на собраниях части кредиторов по текущим платежам, то есть, например, тем поставщикам, которые продолжали оказывать компании услуги уже после старта процедуры банкротства. Тем не менее концептуально линия законопроекта однозначно отвечает требованиям времени и его принятие должно помочь выводить предприятия из кризиса гораздо оперативнее.

Газета «Известия» 17.05.2021

Вам может также понравиться...