Правительство и Банк России предпочтут мягкое регулирование раскрытия ESG-отчетности для публичных акционерных обществ


Банк России и правительство на первом этапе будут двигаться по пути мягкого регулирования в части раскрытия ПАО нефинансовой информации ПАО, заявил зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин в ходе сессии Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) «ESG: Soft vs hard — где границы регулирования?».

«Наша задача заключается в том, чтобы на российском финансовом секторе ESG-повестка получила должное внимание. Но мы очень хорошо понимаем, что на сегодняшний день это должно быть движение как со стороны регулирования, то есть это и правительство, и Центральный Банк, и Государственная Дума через законы, и соответственно со стороны участников рынка», — сказал он.

Читайте новости проекта «Законодательство & Инвестиции» через любимые соцсети: TelegramVKFB

По его словам, начинать регулирование этой сферы стоит с подходов к раскрытию публичной нефинансовой отчетности (ПНО), где будет описано, как компания учитывает ESG-факторы в своем бизнесе. Зарубежный опыт показывает достаточно жесткий подход: для участников финансового рынка существует директива, где описано, в какой форме и какую-информацию им следует раскрывать.

«Я думаю, что мы здесь двинемся тем же самым путем. Сегодня нашими коллегами и в министерстве экономического развития подготовлен соответствующий законопроект, который может быть на данном этапе не столь детальный, как европейское регулирование, но он тоже вводит базовое требование раскрывать такого рода информацию. Сейчас этот законопроект обсуждается, и ЦБ в этом тоже участвует», — отметил он.

Ранее о том, что законопроект о публичной нефинансовой отчетности, активная работа над которым велась еще предыдущим составом правительства, возвращается в актуальную повестку и может дойти до парламента в этом году, говорил глава Минэкономразвития Максим Решетников, напоминает «Интерфакс». Законопроект, внесенный в правительство в 2019 году, «подзастрял в связи с ковидной повесткой», отмечал он в марте.

Законопроект о публичной нефинансовой отчетности Минэкономразвития разработало в рамках утвержденной правительством в мае 2017 года концепции развития ПНО. Для публичного обсуждения первая версия законопроекта была опубликована еще в 2018 году.

Согласно законопроекту, раскрывать ПНО должны будут госкорпорации, публично-правовые компании, ГУП и хозяйственные общества с годовым объемом выручки или активами от 10 млрд рублей, а также компании, ценные бумаги которых включены в котировальные листы бирж. Термин ПНО в законопроекте расшифрован так — это » совокупность сведений и показателей, отражающих стратегию, цели, подходы к управлению, взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также результаты деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития, предупреждения коррупции, включая экономические, социальные, экологические аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи».

Как отметил Чистюхин, законопроект Минэкономразвития о публикации нефинансовой отчетности не стоит воспринимать как жестко регулирующий документ. «Форма, вроде бы, жесткая — закон. Но он тоже рамочный, там идет отсылка к постановлению правительства. То есть, по большому счету, он в жесткой форме, я бы сказал, содержит «определенную неопределенность». Теперь мы будем смотреть, что будет в постановлении правительства заложено. И не удивлюсь, что там тоже будут использованы некие мягкие механизмы и инструменты, несмотря на то, что и закон, и постановление — это нормативный акт, вроде как бы такое жесткое регулирование», — пояснил он.

«Я думаю, что заинтересованы и участники рынка, и государственные органы в том, чтобы мы точно шли по пути внедрении ESG-факторов, но старались учесть те практические аспекты, а может быть и национальные особенности, которые требуют от нас выверенных решений в этом вопросе. Нет ничего более простого скопировать какие-то жесткие требования, но которые не очень будут исполняться. Наверно, вряд ли это тот результат, на который мы хотели бы рассчитывать», — сказал зампред Банка России.

Вторая главная тема в вопросе становления ESG в России — это развитие «зеленых» инструментов, их рейтингования. По словам Чистюхина, пока ни у ЦБ РФ, ни у Минфина, ни у самих компаний не существует общего подхода к определению «что такое «зеленые» инструменты», каковы их характеристики. «Нам нужен единый вокабуляр на эту тему. Сегодня он разрабатывается Внешэкономбанком и министерством экономического развития по «зеленым» инструментам, но в планах у нас и социальная таксономия. Я думаю, дойдем до управленческой части. Не так важно, как это будет оформлено, важно определиться с понятием, что это и как мы это воспринимаем. Потому что на сегодняшний день участники рынка, и негосударственные пенсионные фонды, и страховые компании, банки, часть корпораций, они уже работают с «зелеными» инструментами. Но возникает вопрос — а точно ли это «зеленые» инструменты, которые мы хотим видеть, как «зеленые»? Это те попытки, которые пока идут снизу и не имеют под собой единой методологической основы», — сказал зампред ЦБ.

После того, как будет введено раскрытие информации в части ESG и создана таксономия «зеленых» инструментов, ЦБ РФ будет думать том, как подобные инструменты будут учитываться в рисках профучастников. «Тут есть два базовых подхода: либо придумывать и ждать риски, либо пытаться эти факторы инкорпорировать в уже имеющиеся кредитный риск, рыночный риск, ликвидность и так далее. Мне персонально ближе второй подход, он более понятный — если ты учитываешь новые явления, если они обладают тем или иным видом риска, либо, наоборот, снижают риск, ты их учитываешь с точки зрения кредитного качества, ликвидности, процентного риска и так далее», — подчеркнул Чистюхин.

По его словам, ЦБ РФ будет двигаться в этом направлении, но через мягкое регулирование. «В пандемию рекомендации ЦБ зачастую опережали нормативные и законодательные решения. И это сработало, помогло рынку понять базовые принципы игры в тот непростой год. Я думаю, точно так же мы начинаем двигаться и по ESG повестке. Наши коллеги в ЦБ уже подготовили проект рекомендаций для публичных акционерных обществ относительно раскрытия информации, не дожидаясь закона, для того, чтобы создать базовые принципы, на основе которых публичные АО смогут строить свою деятельность и учитывать ESG компоненты», — сказал зампред ЦБ РФ.

«Мне представляется, что Центральный банк, являясь регулятором на рынке финансовых услуг, будет стараться двигаться по данному направлению по принципу «медленно, но верно». Может, не так быстро, но неотвратимо, и это очень важно. В этом смысле мы, не только с точки зрения полномочий, их ограниченности по данному новому вопросу, но и с точки зрения необходимости, осмысления и возможности адаптированная текущих бизнес-моделей многих профучастников к ESG-факторам, мы наверняка на первоначальном этапе (а сейчас первоначальный этап) будем в первую очередь использовать мягкие инструменты, и мы их уже начали использовать. У нас уже выпускались и планируется выпускать рекомендации, каким образом ESG-факторы учитывать в своей деятельности», — отметил Чистюхин.

По его словам, ЦБ РФ планирует выпустить «именно просто рекомендации». «Мы бы считали правильным, если бы раскрывалась такая-то информация, но не предполагается из-за этого делистинговать, не допускать к листингу и так далее и тому подобное. То есть какие-то ограничения вводить в связи с несоответствием. Нам кажется, что по этому вопросу жесткие законодательные либо нормативные требования стоит вводить не только тогда, когда мы разберемся, что именно надо регулировать, но и еще и тогда, когда мы поймем, что рынок сам не справляется с этой повесткой. Это тоже очень важный момент», — пояснил зампред ЦБ РФ.

ЦРКИ-Интерфакс 19.05.2021

Вам может также понравиться...