НПФ хотят получать информацию от Пенсионного фонда обо всех своих клиентах, которые подали заявления на перевод пенсионных накоплений от них

 

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) хотят получать оперативную информацию от Пенсионного фонда России (ПФР) обо всех своих клиентах, которые подали заявления на перевод пенсионных накоплений от них. Такая информация предоставляется с прошлого года, однако коснулась прежде всего досрочных переводов граждан. Фонды же волнует уход граждан по срочным заявлениям, поданным в прошлые годы и ставшим неожиданными для многих из них в этом году. На фоне слабых переходных кампаний НПФ хотят переубедить нелояльных клиентов остаться в фонде.

Частные фонды обратили внимание Пенсионного фонда России на то, что по переходной кампании прошлого года они получили неполную информацию о заявлениях, поданных на переход к другому страховщику. Об этом свидетельствует письмо Ассоциации НПФ (АНПФ) администратору системы пенсионных накоплений (с ним ознакомился “Ъ”, в АНПФ подтвердили отправку документа, а в ПФР — получение). Ассоциация просит ПФР предоставить информацию о срочных заявлениях, поданных гражданами в период с 2016 по 2018 год, «поскольку данная информация в фондах отсутствует». Собеседники “Ъ” в крупных фондах подтвердили, что ни в прошлом году, ни в этом году не обладают информацией о срочных заявлениях, поданных их клиентами в указанный период.

Согласно поправкам к закону «О НПФ», с 2019 года ПФР обязан в течение суток проинформировать частный фонд о поступившем к нему заявлении гражданина об уходе из этого НПФ или, наоборот, приходе в фонд. Заявление гражданин может подать двух типов: досрочное, когда его деньги переводятся в другой фонд на следующий год, и срочное, при котором пенсионные накопления поступают новому страховщику через пять лет.

НПФ стали получать информацию о заявлениях клиентов в прошлом году, однако она касалась прежде всего досрочных переходов. Вместе с тем, по словам ряда топ-менеджеров НПФ и их контрагентов, в этом году для них стал большой неожиданностью объем переходов по срочным заявлениям, поданным в 2015 году (см. “Ъ” от 25 февраля). ПФР удовлетворил почти 170 тыс. таких заявлений, или около 40% от общего числа (см. “Ъ” от 16 марта). Из них более 100 тыс. заявлений пришлось на перевод пенсионных накоплений из НПФ. Согласно данным “Ъ”, на период с 2016 по 2018 год приходится еще почти 93 тыс. срочных заявлений. Топ-менеджер одного крупного НПФ заявил “Ъ”, что раньше ПФР предоставлял информацию о пока не удовлетворенных срочных заявлениях, с этого же года он перестал это делать. В ПФР заявили, что «обязанность направлять заявления предусмотрена законом с 2019 года, поэтому в отношении поданных в прошлые годы срочных заявлений такой обязанности нет».

«Пятилетний период удовлетворения срочных заявлений — большой срок, за который гражданин может забыть о своем выборе, поменять решение. Поэтому НПФ должны иметь возможность обсудить с уходящим клиентом возможную реализацию его права, что невозможно без информирования фондов о поданных гражданами срочных документах»,— отмечает исполнительный директор АНПФ Алексей Денисов. «Получить информацию по срочным заявлениям важно за весь период, так как здесь может существовать риск фальсификации, в том числе вброс таких заявлений задним числом»,— опасается топ-менеджер еще одного крупного НПФ. Впрочем, отмечают в ПФР, срочные заявления прошлых периодов «автоматически зарегистрированы в информационной системе ПФР датой подачи и имеют уникальный номер», и утверждают, что «задним числом такой номер присвоить невозможно».

«Учитывая общую слабую переходную кампанию, а также нынешний продолжительный карантин, срочные заявления, поданные в 2016 году, могут внести весомый вклад в совокупный результат по удовлетворенным в начале следующего года переходам»,— говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. Естественно, что НПФ хотят знать о таких заявлениях, чтобы «отработать» уходящую от них клиентскую базу. «Это выгодно как самим застрахованным лицам, которые могут поменять мнение о выборе страховщика с учетом высоких результатов последних лет и изменений в составе акционеров некоторых фондов, так и для текущих страховщиков, которые по опыту предыдущего года смогут удержать до 10% уходящих клиентов»,— отмечает эксперт.


Газета «Коммерсантъ» №66 13.04.2020

Вам может также понравиться...