Минэкономразвития предложило переходить на международные стандарты ответственного ведения бизнеса
Минэкономразвития предложило российским предпринимателям переходить на международные стандарты ответственного ведения бизнеса и подготовило брошюру с пошаговым планом действий («Известия» ознакомились с документом). Ведомство рекомендует компаниям остановить деятельность, которая не соответствует этим стандартам, разработать систему поощрений для сотрудников и включить новые ориентиры в письменные соглашения с поставщиками. В Минэке уверены, что даже в период коронавируса такая трансформация не теряет актуальности. Эксперты готовы поспорить: сейчас не лучший момент для реализации новых стратегий — прямые затраты на ответственное ведение бизнеса составят до 8% выручки компаний, а недополученная прибыль может измеряться десятками процентов.
Высокие идеалы
Ограничительные меры, введенные в России в конце марта из-за распространения коронавируса, поставили многие компании на грань выживания. Уже два месяца остаются закрытыми для посетителей кафе, торговые центры, кинотеатры, убытки терпит туристическая и авиационная отрасли, а также сфера культуры. Индекс закрытости экономики в нерабочем апреле составил около 30%, оборот розничной торговли снизился на четверть, а объем оплаченных населением услуг рухнул почти на 40%. До августа уйти с рынка может до миллиона малых фирм, а по итогам года ВВП упадет на 5%.
В этих условиях Минэк подготовил рекомендации для предпринимателей по ответственному ведению бизнеса, «Известия» ознакомились с ними. Предполагается, что их внедрение поможет повысить прозрачность деятельности фирм, увеличить эффективность внутренних процессов, открыть доступ к новым рынкам, повысить лояльность сотрудников и нарастить добавленную стоимость.
Кроме того, реализация стандартов дает возможность выявить и предотвратить потенциальные риски. Минэк уточняет, что под ними имеет в виду не финансовые, операционные или рыночные угрозы, которые влияют на благосостояние компаний, а прежде всего негативные последствия, которые их деятельность может иметь для общества, окружающей среды и потребителей.
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Ответственное ведение бизнеса (ОВБ) — международные стандарты предпринимательской деятельности с соблюдением законодательства в области защиты прав человека и экологии, уплаты налогов, обеспечения условий трудящихся, поддержания справедливой конкуренции, борьбы с коррупцией, распространения достижений в науке и технике, а также транспарентности ведения бизнеса. Их разработкой занимаются многие международные объединения, но наиболее широкое применение получили стандарты, сформированные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В некоторых странах они даже стали обязательными — например, в США, Канаде, Великобритании и государствах Евросоюза.
Шаг за шагом
Минэкономразвития предлагает пошаговый план действий для фирм, которые приняли решение внедрять у себя ОВБ. В первую очередь необходимо назначить ответственного за это из числа руководителей компании и разработать систему поощрений для сотрудников. Затем стоит провести разъяснительную работу с подрядчиками и включить стандарты ОВБ в письменные соглашения с поставщиками. Каждый раз перед запуском нового проекта целесообразно проводить оценку рисков нарушения рекомендаций, а деятельность, которая им не соответствует, необходимо остановить, советует Минэк.
«Если привести деловые отношения в соответствие с принятыми стандартами ОВБ невозможно, будьте готовы прекратить эти отношения, на каких бы выгодных условия они ни были построены», — говорится в брошюре.
Кроме того, министерство рекомендует предприятиям участвовать в инициативах по внедрению ответственного ведения бизнеса на национальном уровне и опубликовать в открытом доступе отчеты своих результатов в этой сфере.
В Минэкономразвития «Известиям» заявили, что эти рекомендации не теряют актуальности во время коронавируса и приобретают еще большее значение в период посткризисного восстановления — прежде всего для компаний, которые ориентированы на экспорт и международное сотрудничество.
— Под воздействием пандемии COVID-19 ожидается переформатирование цепочек добавленной стоимости и возможно обострение конкуренции. Зарубежные партнеры при заключении контрактов продолжат обращать внимание не только на качество и цену товаров, но и на факт внедрения стандартов ОВБ в практику их производителей. Российские компании должны быть готовы к таким вызовам, — отметили в министерстве.
Там добавили, что в России уже сегодня стандартам ОВБ следуют компании из нефтехимической, горно-металлургической, алюминиевой, энергетической и инвестиционной отраслей.
Цена вопроса
Прямые затраты на внедрение стандартов ответственного ведения бизнеса составят 2–8% от выручки российских компаний, а косвенные, то есть недополученная прибыль, могут измеряться десятками процентов, оценил аналитик «Фридом Финанс» Александр Осин. Для предприятий, которые сегодня испытывают дефицит средств и инвестиционных возможностей, это означает существенное осложнение выхода из кризиса, констатировал он.
Стоимость перехода на стандарты ОВБ действительно высока, так как подразумевает перестройку бизнес-процессов и изменения штатной структуры, отметил управляющий директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Дмитрий Орехов. Крупный бизнес в России пока к ним лучше готов, чем МСП, полагает эксперт.
Впрочем, он добавил, что ответственное ведение предпринимательства имеет ряд преимуществ. По статистике, стоимость акций компаний со стандартами ОВБ выше на 5%, чем у их «безответственных» конкурентов, привлечение капитала им обходится на 1–3% дешевле в силу повышенной прозрачности, а более 50% покупателей готовы платить больше за их продукт.
Коронавирус высветил недостатки существующей системы, которая направлена лишь на получение прямой экономической выгоды, сообщил старший директор — руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. Например, низкая оплата больничных в большинстве компаний принудила власти многих стран вводить жесткий карантин, так как было понимание, что удержать заболевших людей дома добровольно не получится.
Сейчас не лучший момент для реализации новых стратегий, отметил директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Однако кризисы приходят раз в четыре-пять лет, в то время как социальная направленность бизнеса выступает его основополагающим принципом всегда, отметил эксперт.
Газета «Известия» 29.05.2020