Микрофинансовые организации озабочены появлением недобросовестных брокеров

 

Они работают как рекламные агенты, предоставляя услуги по подбору займов и за сутки способны привлечь более 1 тыс. клиентов. Стоимость подписки обычно публикуется в неочевидном месте, в результате клиент, сам того не ожидая, теряет еженедельно сотни рублей. При этом до МФО заявки зачастую просто не доходят. О попытках получить заем они узнают из жалоб клиентов, которые часто путают саму МФО и брокера, маскирующегося под известные бренды. Решать проблему следует сообща ЦБ, Роскомнадзору и Федеральной антимонопольной службе (ФАС), считают юристы.

На финансовых форумах появились жалобы граждан на действия брокеров по подбору займов. Например, на портале Findozor.net даже создана отдельная ветка для помощи таким пострадавшим. Суть жалоб одна — заемщик, желая получить деньги быстро, ввел в поисковике «заем или пр.» и попал на площадку, где и предлагались займы, причем от разных компаний.

Брокер обещал подбор займа, но просил ввести номер карты (например, для проверки ее действительности при перечислении займа). Иногда честнее — просто за услугу подбора, но в итоге деньги начинали списываться регулярно — по 300–350 руб. в неделю.

Основной вопрос пострадавших — как отключить подписку, в большинстве случаев это нетривиальная задача. Среди компаний—лидеров по жалобам — Creditkin, Big-zaim, Spetrovichem, 24zaem и др.
Страдают от подобных брокеров не только граждане, но и микрофинансисты. «Сейчас в отрасли сезонный спрос на трафик, потому что летом потребность клиентов в займах закономерно снижается, а по итогам пандемии компании начинают восстанавливать привычные объемы, наращивать портфель»,— рассказывает управляющий директор «Лайм-Займ» Олеся Бобкова.

«В среднем ежемесячно порядка 8–9% обращений граждан касаются платной услуги брокеров по подбору займов. При этом среди обращающихся есть и те граждане, которым в получении займа у нас было отказано,— говорит гендиректор МФК «Займер» Роман Макаров.— Они ошибочно полагают, что плату необоснованно взимает кредитор, а их персональные данные становятся объектом торговли — после оформления услуги подбора займа граждане получают много спама».

«В последнее время резко усилилась активность недобросовестных участников рынка лидогенерации. Получая прибыль при минимальных вложениях, данные компании повышают стоимость привлечения клиентов на рынке лидогенерации, «разгоняя» его, что приводит к изменению экономики реальных МФО»,— рассказывает Ирина Хорошко, гендиректор IDF Eurasia (бренд Moneyman) в России. По словам гендиректора ГК «Финбридж» («Деньги Сразу») Леонида Корнилова, бороться с этим достаточно тяжело, так как формально такие компании ничего не нарушают: клиент добровольно предоставляет свои данные и оформляет платную подписку.

А вот юристы видят в деятельности подобных брокеров нарушения.

Рынок финансовых услуг всегда будет оставаться уязвимым к недобросовестным практикам, которые ежегодно наносят колоссальный ущерб населению и дестабилизируют экономику страны, говорит управляющий партнер «Позиции Права» Егор Редин. По словам юриста адвокатского бюро «А-ПРО» Антона Воробьева, в подобной деятельности может усматриваться и нарушение законодательства о защите прав потребителей и обработки персональных данных. «В 2018–2019 годах ЦБ уже предлагались проекты изменений в законодательство, наделяющие его и Роскомнадзор полномочиями по оперативному ограничению доступа к сайтам и сервисам, уличенным в «фишинге», мимикрировании под финорганизации, выстраивании финансовых пирамид,— напоминает он.— Проект так и не добрался до рассмотрения парламентом, думаю, выявление крупного нарушения может дать проекту вторую жизнь».

По словам директора СРО «МиР» Елены Стратьевой, основная проблема здесь — мисселинг. «В силу правового статуса таких компаний возникает регуляторное неравенство поставщиков финансовых услуг и компаний, агрегирующих информацию об этих услугах,— отмечает она.— Мы собираем и изучаем материалы, необходимые для формирования предложений по решению регуляторного арбитража и совершенствованию защиты прав потребителей финансовых услуг. В ближайшее время мы планируем представить соответствующие данные регуляторам и ведомствам». В ЦБ “Ъ” сообщили, что пока в Банк России не поступало жалоб по данной теме. «Притом, реализуя мероприятия поведенческого надзора, Банк России рекомендует поднадзорным организациям ответственно подходить к выбору контрагентов, а также осуществлять мониторинг их деятельности, в той или иной мере затрагивающей интересы потребителей»,— отметили там. В Роскомнадзоре не ответили на запрос “Ъ”.

Газета «Коммерсантъ» №115 03.07.2020

Вам может также понравиться...