Международным банкам развития может не хватить капитала
Инвесторы ждут быстрого восстановления мировой экономики, но, если ожидания не оправдаются, рынки ждет повторная коррекция, несмотря на массивные меры поддержки, предупреждают аналитики Черноморского банка торговли и развития. При этом, если коммерческим банкам в качестве антикризисной меры регуляторы предоставили дополнительную ликвидность, то международные банки развития (МБР) пока не могут обеспечить рост спроса на финансирование из-за нехватки нового капитала — в вопросе о том, являются ли эти институты больше финансовыми или социальными, крупнейшие страны мира разошлись еще в 2018 году.
Отличительной чертой «коронавирусного» кризиса является выраженная роль монетарных властей, особенно в развитых странах, но столь массивная поддержка привела к тому, что финансовые рынки еще сильнее разошлись с реальной экономикой, говорится в аналитическом отчете Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР) об ответных мерах на кризис. Это с большой степенью вероятности приведет к росту плохих долгов банков, тогда как дефициты бюджетов продолжают расти. По прогнозу Еврокомиссии, в зоне евро уровень госдолга вырастет с 86% ВВП в 2019-м до 103% ВВП в 2020-м, скорректировавшись в следующем году лишь до 99%.
Тем не менее пока страны не столкнулись с какими-либо сложностями при привлечении новых займов на рынке — рост спредов по облигациям наблюдался лишь в начале пандемии, а сейчас требуемая доходность значительно снизилась, особенно для суверенных заемщиков. На фондовом рынке и вовсе наблюдается рост котировок — инвесторы ожидают V-образного восстановления экономики, хотя никаких данных, подтверждающих такую гипотезу, нет, указывают в банке.
Здесь возможны два сценария — либо ожидания инвесторов подтвердятся, либо рынки вновь ждет обвал, как во время мартовской паники.
В Черноморском регионе спад ВВП в этом году может составить 4,7%, рост в следующем году — 2,5% (по прогнозу МВФ, минус 5%, рост в следующем году на 4%; по прогнозу ЕБРР, минус 4% в этом и рост на 5% в следующем году). В том числе по России в банке прогнозируют снижение ВВП на 4,5%. Это относительно мягкая оценка: в МВФ предполагают, что ВВП РФ сократится в этом году на 6,6%.
Всего страны региона только в виде фискальных мер поддержки потратили на борьбу с кризисом 2–14% ВВП. Суммарно это около $125 млрд — 4,1–4,5% ВВП. Помимо увеличения расходов на здравоохранение и социальную поддержку помощь также выражалась в гарантировании кредитов бизнесу и отсрочке платежей. Международные же банки развития в кризис оказались на развилке: спрос на их финансирование вырос, но ресурсы остались прежними. После кризиса 2008 года государства сократили объем госрасходов, тогда как активность частных инвесторов также снизилась на фоне стремления к снижению долговой нагрузки — оба фактора увеличили спрос на финансирование от банков развития, но это привело к эрозии их показателей достаточности капитала.
При этом, в отличие от коммерческих банков, которым была предоставлена дополнительная ликвидность, МБР не получили аналогичной поддержки, замечают в банке.
Отметим, что конфликты вокруг ресурсного обеспечения международных институтов развития продолжаются как минимум с весны 2018 года. Тогда крупнейшие страны не смогли достичь согласия по вопросам финансирования структур группы Всемирного банка — Международной ассоциации развития, Международного банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации (см. “Ъ” от 23 апреля 2018 года). Хотя большинство акционеров тогда поддержали докапитализацию институтов группы ВБ на $13 млрд, их выборочная переориентация на помощь беднейшим странам вызвала несогласие РФ и США, отказавшихся от ее финансирования и в результате снизивших свое участие. При этом российский Минфин уже тогда предупреждал, что практика принудительного перечисления средств банков развития на борьбу с бедностью вызовет сокращение их проектов в странах, где эти институты зарабатывают прибыль, и в будущем снова вызовет проблемы с капиталом, но не был услышан.
Газета «Коммерсантъ» №113 30.06.2020