Кипр согласился поднять налоги на капитал из России
Кипр окончательно принял предложение Москвы повысить до 15% ставки налога на проценты и дивиденды из России. Минфин рассчитывает на дополнительные доходы бюджета до 150 млрд руб. в год.
Россия и Кипр договорились изменить соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН). Консенсус был достигнут во время заключительного раунда переговоров в Москве. Об этом сообщил в Twitter министр финансов Кипра Константинос Петридис. Позже эту информацию подтвердил российский Минфин.
Изменение договора согласовано с зампредом правительства Алексеем Оверчуком (курирует международные отношения). «Это важное взаимовыгодное соглашение», — отметил министр финансов Кипра.
«Кипрская делегация полностью согласилась с условиями российской стороны. Мы парафировали проект протокола, который должен быть подписан в сентябре 2020 года», — заявил вице-премьер Оверчук.
Ратификация протокола должна состояться до конца 2020 года, и он вступит в силу с 1 января 2021 года.
Детали изменений
Кипр добился сохранения льгот (ставок 0 и 5%) для страховых компаний и пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже, сообщил Минфин республики.
Кроме того, сохранится освобождение от налога на процентные платежи по корпоративным облигациям, государственным облигациям и еврооблигациям. Также сохранится нулевой налог на роялти, отмечается в сообщении.
Сейчас налоговое соглашение с Кипром предусматривает, что налог на выплаты дивидендов в пользу резидентов Кипра из России можно снизить до 5 или 10%, а на проценты по займам — до 0%. Поэтому через Кипр капитал из России часто выводился в офшоры.
Об отмене льготных налоговых ставок «для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета», объявил 25 марта президент Владимир Путин. Он поручил пересмотреть налоговые соглашения с «транзитными» странами и разорвать договоренности с теми, кто не пойдет на пересмотр.
Если бы денонсация соглашения с Кипром все же произошла, налоги выросли бы сильнее — кроме 15% на дивиденды до 20% могла вырасти ставка на проценты и роялти. Кроме того, разрыв соглашения создал бы риски двойного налогообложения для бизнеса и физлиц.
В апреле Минфин предложил Кипру отменить все льготы по налогу на дивиденды и проценты — наиболее жесткий вариант изменения соглашения. Переговоры не увенчались успехом, и 3 августа Минфин объявил о начале денонсации соглашения. Тогда в министерстве сообщили, что ответные предложения Кипра могли способствовать безналоговому выводу из России значительных финансовых ресурсов.
Теперь процесс денонсации остановлен в связи с достижением компромисса, сообщил статс-секретарь, замминистра финансов Алексей Сазанов. «В ближайший месяц мы также планируем завершить переговоры с Люксембургом и Мальтой на тех же условиях, что мы предложили Кипру», — отметил Алексей Сазанов. Ранее он сообщал, что Мальта и Люксембург согласились повысить налоги.
Аналогичное предложение поднять налоги на капитал из России получили Нидерланды. Если страна согласится вести переговоры, то ей будут предложены те же условия, что и Кипру, уточнили в Минфине.
По последним доступным данным ЦБ, за 2019 год Россия вложила в Кипр более $14,5 млрд, а получила $8,1 млрд прямых инвестиций. За время действия налогового соглашения с Кипром его юрисдикцией воспользовались многие российские компании. По разным оценкам, туда было выведено в 2018 году более 1,4 трлн руб., а в 2019-м — более 1,9 трлн, сообщал ранее Минфин.
Каким будет эффект для бюджета
По словам президента, дополнительные поступления в бюджет от роста налогов на дивиденды за рубеж пойдут на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным гражданам.
Только от повышения налога на дивиденды на Кипр бюджет дополнительно получит 130–150 млрд руб. в год, привел расчеты Сазанов.
Оценка Минфина крайне нереалистична, прокомментировал РБК партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Прогноз поступлений не учитывает падения экономики из-за вызванного пандемией кризиса. К тому же большинство компаний уже с 2015 года платят налоги с выплат на Кипр по ставке 15%, чтобы избежать проблем с налоговой, пояснил свое мнение Захаров.
С учетом действующих правил подтверждения фактического права на доход, а также альтернативных вариантов налоговой экономии эффект для бюджета может быть не таким уж значительным, считает и директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Александр Токарев.
У кого останутся преференции
Как уточнил Сазанов, в соглашении с Кипром останется исключение для институциональных инвестиций, таких как банковские кредиты, облигационные займы и прямые инвестиции публичных компаний с долей участия более 15%.
По факту это означает, что оформление кипрских компаний как публичных, с выводом их на признанные Россией биржи, упростит применение пониженной ставки, пояснил РБК Захаров: «Не нужно будет доказывать перед налоговой фактическое право на доход, да и признавать такие публичные кипрские компании контролируемыми никто не поспешит».
Использование публичного статуса действительно может стать выходом, чтобы продолжать платить пониженный налог на дивиденды, полагает Александр Токарев. Однако, чтобы применить упрощенный порядок подтверждения фактического права на доход, а также освобождение по КИК, нужно, чтобы иностранная фондовая биржа, на которой акции допущены к обращению, находилась в странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Кипр не является членом ОЭСР, поэтому необходимо будет искать альтернативную площадку для размещения.
Также стоит иметь в виду, что это достаточно затратно с точки зрения внедрения и содержания структуры, которая подойдет не всем, пояснил Токарев. Альтернативными вариантами все еще остаются сквозной подход или переезд в Россию.
РБК 11.08.2020