Эксперты предлагают закрепить все «банкротные» правовые нормы в едином нормативном правовом акте

 

Адвокат и партнер юридической компании a.t.Legal, входящей в международную ассоциацию юридических фирм LawBridge (www.LawBridge.law) Павел Ганин подготовил для «Русбанкрота» подробный материал об изменении законодательства о банкротстве – какие новшества сейчас обсуждаются и как это повлияет на существующую практику?

В рамках данного поверхностного исследования хотелось бы отдельно затронуть последние изменения, касающиеся сферы банкротства, уже вступившие в силу либо только предлагаемые к принятию со стороны лиц, обладающих правом на законодательную инициативу в РФ.

В настоящее время в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен очередной пакет законопроектов по внесению изменений в Закон о банкротстве.

Так, с 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 289-ФЗ от 31.07.2020 года о внесении изменений в Закон 2002 года, которым устанавливаются правила проведения процедуры банкротства граждан во внесудебном порядке и без прямого участия арбитражного, финансового управляющего.

Принятие данных норм, представляется, было вынужденной мерой направленной на уменьшение нагрузки на арбитражную судебную систему, которая в настоящее время очевидно с трудом справляется с объемом дел о несостоятельности (банкротстве). Это обстоятельство, безусловно, могут подтвердить действующие юристы практики, проводящие часы в ожидании судебных заседаний по данной категории дел в крупнейших городах страны.

Теперь гражданин может обратиться с заявлением о признании его банкротом путем подачи заявления в Многофункциональный центр (далее – «МФЦ») по месту жительства (пребывания) в случае, если общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей составляет не менее 50 тысяч рублей и не более 500 тысяч рублей.

А также если в отношении гражданина окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа на основании п.4 ч.1 ст.46 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В заявлении гражданин указывает всех кредиторов и размер задолженности перед ними.

По итогам проведения процедуры, которая длится 6 месяцев, происходит списание задолженности перед всеми кредиторами, указанными должником – гражданином, в пределах суммы 500 тысяч рублей, за исключением ряда обязательств (неразрывно связанных с личностью, алименты, текущие задолженности).

Внедрение данного института представляется целесообразным, учитывая существующие условия загруженности арбитражных судов и затратности проведения процедур банкротства в общем порядке при том, что данная процедура является для должника-гражданина бесплатной.

Верховным судом РФ в Государственную Думу также внесен законопроект, одобренный Государственной Думой в первом чтении и предусматривающий передачу полномочий по рассмотрению требований кредиторов от арбитражных судов к арбитражным управляющим.

Законопроектом предлагается возложить на арбитражных управляющих полномочия по рассмотрению бесспорных требований, по которым у участников дела о банкротстве нет возражений, что позволит сэкономить объем средств федерального бюджета и трудозатраты работников суда.

Юристы практикующие в указанной области со времен вступления в силу норм Закона 1992 года, ознакомившись с нормами предлагаемых изменений, незамедлительно приводят целый ряд практических ситуаций, когда подобного рода регулирование приводило к массовым злоупотреблениям в ходе проведения процедур банкротства в стране.

Как представляется, в указанном законопроекте не учтены в полной мере все особенности нынешней правоприменительной практики законодательства о банкротстве, а именно:

возможные трудности, с которыми может столкнуться арбитражный управляющий при рассмотрении отдельных требований в связи с отсутствием у него должной компетенции по принятию решения относительно спорных и сложных юридических вопросов. Таких как наличие признаков ничтожных сделок, аффилированности кредитора и должника, установления залогового, субординированного характера требований кредиторов, соблюдение сроков исковой давности и т.д.;
отсутствие у арбитражного управляющего возможности самостоятельной передачи требования кредитора на рассмотрение арбитражному суду, независимо от того, сомневается ли он в обоснованности требования или нет;
отсутствие гарантий по защите интересов арбитражного управляющего;
увеличение нагрузки для арбитражных управляющих;
риск недобросовестного поведения арбитражного управляющего, действующего в интересах определенной группы кредиторов, должника, лиц, связанных с ним.
Кроме того Минэкономразвития РФ подготовлен проект изменений в Закон о банкротстве, пока не внесенный в Государственную Думу РФ.

Сразу обращает на себя внимание изменение наименования самого федерального закона: «О реструктуризации и банкротстве».

Таким образом, законодатель уделяет особое внимание процедуре реструктуризации долгов, которую предлагают применять не только в отношении гражданина, но также и в отношении коммерческих участников делового оборота, к юридическим лицам.

Реструктуризация будет являться единственной реабилитационной процедурой и может быть введена, если исходя из представленных должником либо кредитором документов нельзя сделать вывод о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления будут полностью исключены в содержании текста данного законопроекта.

Еще одним нововведением является установление категорий должников в зависимости от размеров их доходов и активов и от того, являются ли они физическими или юридическими лицами.

От того, к какой категории относится должник, будет зависеть фиксированный размер вознаграждения арбитражного управляющего, которое предлагается выплачивать единовременно за всю процедуру банкротства.

Вместе с тем, согласно содержанию законопроекта, арбитражный управляющий сможет также получать проценты по вознаграждению, а оценка работы арбитражных управляющих будет производиться исходя из начисленных им баллов.
Позволит ли проект «нового закона о банкротстве», в случае его принятия, заменить собой все имеющиеся разъяснения относительно рассмотрения процедур банкротства?

Практика изменения Закона о банкротстве начиная с 1992 года очевидно свидетельствует, что нет. Предлагаемый законопроект в значительной мере меняет устоявшийся порядок проведения процедур банкротства, а введение новых норм неизбежно повлечет за собой сложности в их применении и необходимость их дополнительного разъяснения.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) непрерывно подвергается изменениям и находится в постоянном развитии и доработке. Вместе с тем представляется, что более удобным и логичным будет закрепление всех правовых норм, регулирующих область несостоятельности (банкротства), в едином нормативном правовом акте, учитывающим все ранее проведенные реформы и правовые позиции, сформулированные высшими судами.


Rusbankrot.ru 16.10.2020

Вам может также понравиться...