Даже в средних компаниях важно создавать советы с независимыми директорами


Включение в советы директоров крупных компаний независимых директоров определено либо законодательством, либо масштабностью решаемых задач – при условии реального разделения стратегического и операционного менеджмента. Здесь накоплена значительная практика, и компании знают, как организовать работу советов.

А нужен ли совет с независимыми директорами в частных компаниях среднего бизнеса? Мой долгий опыт работы консультантом позволяет однозначно утверждать: да. Такой орган не просто разводит уровни принятия решений, но и обеспечивает «терапию» типичных недугов зрелых компаний – вязкую обыденность, самовлюбленность и отсутствие идей, которые являются убийцами предпринимательского духа.

Погруженность руководства в рутину – главное препятствие стратегического планирования, когда фокус на деталях постоянно сводит долгосрочную стратегию до уровня плана мероприятий. Советам директоров, составленным исключительно из операционных менеджеров, очень редко удается подняться над текучкой.

Самодовольство, выраженное почти в идиоме «мы отлично знаем свой рынок», «наш продукт не имеет аналогов по качеству», «только мы думаем о потребителе», очень часто характерно для собственников со стажем и топ-менеджеров, выросших вместе с компанией. При ближайшем рассмотрении оказывается, что они отлично знают своих дистрибуторов, но не имеют представления о поведении потребителей, давно не сравнивали свой продукт с конкурентами, а те далеко опередили их, скажем, в цифровой трансформации. Независимые директора, погруженные в достаточной степени в бизнес компании, могут успешно бороться с этим взглядом сквозь розовые очки.

Независимые директора, выбранные из числа консультантов или экспертов, могут помочь преодолеть и кризис идей. Межотраслевой опыт и трансфер практик из других индустрий может существенно оживить бизнес компании.

Кроме того, будучи промежуточным звеном между собственниками и менеджментом, совет директоров может способствовать повышению качества руководства, которое в обычной ситуации в компании среднего размера находится под ежедневным контролем владельцев, вмешивающихся в решение операционных вопросов и сужающих полномочия даже квалифицированных управляющих.

Владельцам зрелых МСП стоит изучать практику советов директоров в крупных компаниях, где это поставлено на системный уровень. Например, опубликованное на днях исследование компании Stanton Chase о работе советов директоров в 100 крупнейших компаниях России говорит об образовательном профиле независимых директоров: 47% имеют образование в сфере экономики, финансов, политики и менеджмента, 27% – физики, математики, инжиниринга, 22% – в области философии, филологии и права. Средний возраст независимых директоров в крупных российских корпорациях составляет 58 лет. Жизненный опыт еще имеет значение.

Газета «Ведомости» 04.09.2020

Вам может также понравиться...