Белый дом готовит эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольных органов
В течение ближайшего года часть решений органов контроля и надзора можно будет обжаловать в досудебном порядке и дистанционно — правительство намерено дать возможность предпринимателям вести споры через портал госуслуг. Пока в эксперименте будут участвовать МЧС, Ростехнадзор и Росздравнадзор. Для бизнеса новая процедура может сократить временные и финансовые издержки, для судов — снизить нагрузку по типовым делам, для госаппарата же она может стать фильтром для выявления потенциально серьезных и нестандартных проблем и возможностью перераспределить ресурсы правовых департаментов ведомств.
Белый дом готовит эксперимент по досудебному обжалованию решений госорганов. Как следует из проекта постановления правительства, опубликованного 6 июля Минэкономики, это необходимо для внедрения в работу контролирующих органов практики досудебного обжалования в рамках реформы контроля и надзора. Согласно поручению вице-премьера Дмитрия Григоренко, проект должен быть внесен в Белый дом уже к концу этой недели. Предполагается, что эксперимент пройдет с 10 июля 2020 года по 30 июня 2021-го — участвовать в нем будут МЧС, Ростехнадзор и Росздравнадзор.
Сейчас предприниматели могут обжаловать решения контролеров как сразу в судебном порядке, так и в административном (во втором случае жалоба отправляется в сам госорган).
Однако, отмечается в пояснительной записке к проекту, «порядок осуществления досудебного обжалования как самостоятельного института не установлен».
При этом нагрузка на судебную систему в части разбора споров с контролерами велика — еще в 2016 году появилась возможность в судебном порядке оспаривать инструкции и письма, например, антимонопольной и таможенной служб, которые хоть и опосредованно, но становятся обязательными для граждан и юридических лиц.
Отметим, что предлагаемый сейчас в качестве эксперимента институт досудебного обжалования решений давно работает в налоговой сфере — ФНС в свое время добилась введения обязательного порядка этого вида урегулирования по актам ненормативного характера. Речь, очевидно, идет о распространении командой премьер-министра Михаила Мишустина этой практики во всю контрольно-надзорную деятельность.
В рамках эксперимента Минэкономики намерено максимально автоматизировать процедуру: жалобы будут подаваться напрямую в госорганы — через портал госуслуг.
Похожая возможность сейчас существует и вне налоговой сферы, однако преимущественно это связано с оказанием государственных услуг гражданам — например, с выплатой пособий или записью детей в дошкольные учреждения.
Новая процедура будет запущена в сферах пожарного надзора, контроля качества и безопасности медицинской деятельности, обращения лекарств и медизделий, а также в области промышленной безопасности, энергетического надзора и безопасности гидротехнических сооружений. Жалобу через сайт госуслуг можно будет подать в случае несогласия с решениями о назначении плановой или внеплановой проверки, с предписаниями об устранении нарушений, а также с принятием мер по недопущению вреда или прекращению его причинения (это, например, отзыв опасной для здоровья продукции или временный запрет на деятельность).
Согласно проекту, госорган должен будет в течение двух рабочих дней принять решение: приостановить исполнение обжалуемых действий или отказать в этом.
В итоге контролер может отменить свое решение полностью или частично — с возможностью принять новое. По мнению Минэкономики, такая процедура позволит снизить издержки на судебные разбирательства (как минимум на размер госпошлины, которой в досудебном разбирательстве нет), а также даст госорганам инструмент для анализа правоприменительной практики и ее унификации.
Руководитель Экспертного центра по КНД «Деловой России» Ринат Гизатулин считает, что проведение эксперимента будет способствовать повышению прозрачности процедуры обжалования решений инспекторов. Вице-президент «Опоры России» Марина Блудян отмечает, что «судебные тяжбы затратны по времени и финансам и самое главное — непродуктивны». По ее мнению, суд должен быть последней инстанцией, «поскольку в большинстве случаев он — дело принципа из-за длительности процесса». Досудебные же механизмы, полагает госпожа Блудян, позволят оперативно решить проблемы.
Отметим, что для госаппарата досудебное урегулирование, что было продемонстрировано практикой ФНС, практически не имеет недостатков. С одной стороны, эта система — своеобразный первичный фильтр потока жалоб, когда орган контроля и надзора имеет возможность на ранней стадии выявлять потенциально серьезные (с точки зрения будущих издержек, репутации госструктуры, возможного обнаружения коррупционных ситуаций) и нестандартные проблемы в потоке рядовых. С другой стороны, система позволяет достаточно радикально перераспределять ресурсы правовых департаментов ведомств. Для судебной же системы «первичный фильтр» — это существенное снижение нагрузки по типовым делам. Для предпринимателей система досудебного урегулирования претензий — это удлинение на ограниченный срок (в отличие от судов, эта система работает с фиксированными сроками рассмотрения претензий) возможности подачи судебных жалоб. Кроме того, это, по сути, бесплатная экспертиза судебных перспектив обжалования решения — как показывает практика, значительная часть перспективных исков выявляется на этом этапе. Проигравшей от внедрения системы стороной в какой-то степени являются юридические консультанты и компании: объем практически гарантированного спроса на их услуги снизится.
Газета «Коммерсантъ» №117 07.07.2020