Банкиры ищут новые способы одолжить гражданам денег на покупку товаров
Рынок кредитов на товары в магазинах (POS-кредиты) начал восстанавливаться после резкого падения в период пандемии (см. “Ъ” от 9 июня), однако игрокам приходится искать новые способы работы с клиентами. Так, ряд крупных банков начали активно выдавать POS-кредит на карту, лимитом которой заемщик может пользоваться после возврата стоимости товара.
О том, что крупнейшие банки по портфелю POS-кредитов стали внедрять новые способы работы с заемщиками, “Ъ” рассказали участники рынка. Самый распространенный механизм — так называемый POS-кредит на карту. Если при скоринге на получение товарного кредита оказывается, что заемщик достаточно надежный, ему предлагают сразу получить кредитную карту. Клиент погашает задолженность, как и при стандартной ссуде на товар, равными платежами и в зависимости от условий банка (по мере погашения или после полного погашения) получает возможность использовать данный или увеличенный лимит по своему усмотрению.
В крупнейшем по портфелю кредитов на товары банке «Хоум Кредит» (по данным Frank RG, более 60 млрд руб. на начало года) активно внедряют оформление POS-кредита на карту рассрочки. «В результате клиент получает и нужный товар, и удобную карту с возобновляемым лимитом,— говорит директор департамента развития бизнеса ХКФ-банка Владимир Борисенко.— Клиенты с картой рассрочки в 3–3,5 раза чаще возвращаются в магазин, где ее оформили, по сравнению с клиентами, оформившими обычный POS-кредит». В МТС-банке (26,6 млрд руб.) также прорабатывают данную технологию. «В случае ее внедрения банк также продолжит выдавать классические кредиты на товары»,— добавляет представитель МТС-банка Ирина Брусенцева.
Эльвира Набиуллина, глава ЦБ, на заседании Госдумы 10 июня 2020 года: «Уровень долговой нагрузки почти достиг 11%, но качество кредитов нормальное.»
На внедрение новых продуктов в консервативном сегменте POS-кредитования банки толкают рыночные условия. «Появляются продукты—заменители традиционных ссуд, например карты рассрочки, растет популярность кредитных карт с длинным грейс-периодом, и те, кто работает в классическом POS-сегменте, вынуждены искать более технологичные решения»,— говорит гендиректор Frank RG Юрий Грибанов. По его словам, значительную роль играет и ПСК, которая в сегменте ссуд на товары достигла довольно низких значений и заставляет кредиторов искать возможность снизить издержки.
Так, по данным ЦБ, ПСК для коротких POS-кредитов в первом квартале 2020 года составляла 19–22%, тогда как год назад была выше — 22–25%. При этом ПСК по кредитным картам в начале этого года составляла 28–29% годовых, столько же, как и год назад (29–30% годовых). При этом, как отмечает господин Грибанов, «при выдаче клиенту сразу банковской карты уменьшаются затраты по дальнейшей работе с ним, после закрытия POS-кредита продать ему карту сложнее, конверсия значительно уменьшается».
Однако не во всех банках считают технологию оптимальной. «Мы рассматривали такой вариант предоставления POS-кредита, но проведенные с клиентами фокус-группы показали, что продукт слишком сложен и непонятен целевой аудитории»,— говорит директор департамента продаж банковских продуктов «Ренессанс Кредита» Сергей Васильев. «Клиент, приходя в магазин, планирует уйти оттуда с конкретной вещью, приобретя ее в рассрочку,— говорит директор по развитию партнерской сети Почта-банка Андрей Павлов.— Такая технология большинству понятна, приемлема, и это неплохо работает». По словам зампреда правления ОТП-банка Александра Васильева, для клиентов важно предложить продукт, сочетающий традиционные опции товарных кредитов и возможности современных технологий для полного дистанционного оформления и сопровождения кредита. «Мы тестируем различные варианты предложений продуктов клиентам, которые боятся сложности кредитной карты, но при этом хотят использовать заемные средства для совершения периодических покупок»,— отмечает он.
При этом от внедрения новых продуктов выиграют все участники рынка, считают эксперты.
«Банк сможет рассчитывать на большую лояльность клиентов, предлагая им наиболее подходящие продукты и услуги, а для клиентов, в свою очередь, такой способ взаимодействия более быстрый и понятный»,— отмечает аналитик БКС Егор Дахтлер.
Газета «Коммерсантъ» №103/П 15.06.2020