Бум венчурного инвестирования, проходящий мимо России, требует системно изменить ситуацию в долгосрочной перспективе

Глобальный рынок венчурных инвестиций побил рекорд и за июль – сентябрь вырос на 40% по сравнению со II кварталом. Азия выросла на 74%, а Европа – на 29%, США – на 22%.

Американские стартапы за три месяца получили почти $37 млрд. Больше ($41 млрд) было лишь в IV квартале 2018 г. При этом самих сделок стало меньше на 11%. Лучшие стартапы получают больше денег. Суммы оценок на поздних стадиях, начиная с раунда С, выросли на 30% по сравнению с прошлым годом.

Пандемия оказала серьезное влияние не только на потребительские привычки, но и на настроения инвесторов. Они не хотят повторять ошибки и упущенные возможности прошлой рецессии 2007–2009 гг. и много вкладывают в яркие проекты.

Но не в России
Российские стартапы пока не испытывают ажиотажа со стороны инвесторов. За первые девять месяцев этого года, по данным РАВИ и Dsight, инвестиции сократились более чем вдвое.

Здесь важно заметить, что сделки на ранних стадиях по-прежнему получают меньше внимания и в США. На посевных стадиях стартапы все еще испытывают дефицит финансирования, и это большие возможности для активных ангелов, посевных фондов и венчурных фондов ранних стадий. Увеличение объемов на американском рынке происходит за счет 100-миллионных мегараундов, которых в России попросту почти нет.

Активный посев и распыление в России в прошлые периоды происходило за счет квазигосударственного ФРИИ, который приостановил финансирование стартапов, работающих на российском рынке, и теперь сконцентрировался на поддержке зарубежных стартапов, но с российскими основателями. Небольшой размер российского венчурного рынка сказывается на том, что присутствие или отсутствие нескольких больших сделок оказывает существенное влияние на результаты и статистику. Присутствие или отсутствие, а также смена фокуса даже небольшого по мировым меркам игрока также серьезно влияет на результаты. Поэтому серьезно анализировать причины текущего снижения не имеет смысла, а имеет смысл подумать о том, что может системно изменить ситуацию в долгосрочной перспективе.

Пенсионные деньги в венчур?
В США 20%, а в Европе даже треть капитала в венчурных и прямых инвестициях приходит из пенсионных фондов. Пенсионные деньги идут в венчур, потому что он дает определенную премию к обычным активам на фондовых рынках. Венчурные фонды привлекают капитал у пенсионных, покупают на эти средства доли в стартапах и получают прибыль после продажи этих активов стратегам в лице корпораций или выхода уже быстрорастущей компании на фондовый рынок. Самое веское основание для пенсионных фондов инвестировать в венчур – это его способность обеспечивать хорошие доходность и в абсолютных, и относительных цифрах. По оценкам British Business Bank, вложение 5% пенсионного портфеля на длинные горизонты может привести к 7–12% роста доходности пенсионных накоплений. Именно столько – 5–8% – и инвестируют в среднем по миру пенсионные фонды в стартапы. Это дает адекватное соотношение риска и доходности.

При этом в контрактах должна быть оговорена возможность выхода из проекта – не на регулярной основе, а в случае форс-мажора или по истечении оговоренного времени. Самое главное, помимо более высокой доходности, что финансирование пенсионными фондами стартапов, а значит, малого бизнеса, который быстро перерастает в средний и большой, дает долгосрочный эффект для экономики страны через создание рабочих мест, повышение эффективности, продуктивности и инноваций.

Разговоры о необходимости дать возможность негосударственным пенсионным фондам (НПФ) инвестировать в венчур идут давно, а в апреле премьер Михаил Мишустин даже поручил рассмотреть такую возможность, но пока НПФ не могут размещать деньги в фонды прямых и венчурных инвестиций.

А судьи кто
Большинство сделок российскими венчурными фондами с частными деньгами осуществляется в традиционных для венчура зарубежных юрисдикциях, которые исторически более приспособлены к структурированию сделок, лучше защищены с точки зрения судебной системы. Мало направить пенсионные деньги в венчур, надо еще обеспечить возможность грамотного структурирования в российском праве. Совершенствование судебной системы, которая бы была знакома и умела работать с венчуром, тоже является одним из основополагающих факторов.

Альтернатива – назначение определенных юрисдикций, в которых структурирование сделок с государственными и квазигосударственными деньгами было бы возможным. Это дало бы стимул профессиональным венчурным инвесторам, которые уже имеют хорошие результаты и доходность с частными деньгами, не бояться привлекать государственные деньги в фонды. Это повысило бы качество таких инвестиций, ведь пока лучшие инвесторы стараются избегать взаимодействия с государством даже в области инвестиций в российские стартапы. Глава Российской венчурной компании остается под арестом, несмотря на поддержку всего российского венчурного сообщества, что явно не добавляет оптимизма участникам рынка.

Учиться венчуру
Сейчас, на фоне роста интереса к частным инвестициям, важно понимать, что нашему рынку меньше всего нужны неподготовленные бизнес-ангелы, венчурные инвесторы и стартапы. Необходимый опыт проще получить с помощью профильного бизнес-образования, погружаясь в среду вместе с уже опытными российскими и зарубежными инвесторами, разбирая практические примеры и получая секреты успешных инвестиций напрямую от тех, кто уже является специалистом в данной области. Профессиональным венчурным инвесторам до выхода на рынок важно понимать все аспекты управления активами, создания воронки, привлечения инвестиций в фонды, а также продажи портфельных стартапов корпорациям или вывод их на публичные фондовые рынки.

Найти выход
Можно сколько угодно выращивать и инвесторов, и стартапы, инвестировать, но если успешный и поддержанный инвесторами всех стадий стартап, превратившийся в быстрорастущую компанию, не может выйти на публичный фондовый рынок или продаться большой корпорации, он в конце концов превращается в «ходячего мертвеца», финансировать который дальше не хотят даже его собственные инвесторы. Поэтому очень важным для роста российского венчурного рынка является создание конкретных стимулов государственным корпорациям и корпорациям с государственным участием, которых в России большинство, к покупке таких стартапов в качестве альтернативы созданию чего-то внутри. «Яндекс», Mail.ru и МТС уже давно понимают, что, приобретая стартап или быстрорастущую компанию, они приобретают команды, время и гарантированный результат. «Сбер» показывает, что можно быть и большим, и государственным, и строить бизнес, используя лучшие мировые практики бигтехов. Очередь за большим количеством тех корпораций, кто уже начал инвестировать и, возможно, в ближайшем будущем еще и научится покупать. А пока что они активно боятся – не инвестируют и не покупают, потому что боятся нарушить процедуры и попасть под следствие.

vtimes.io 02.11.2020

Вам может также понравиться...